Останки людей, умерших столетия назад, будут раскопаны археологами и перезахоронены, а не смешаны с горами строительного мусора.
Сегодня существуют законы, которые оберегают историко-культурное наследие, поэтому в исторической части Йошкар-Олы, любые земляные работы могут быть проведены только после археологических исследований. Нужно сказать, что обнаружение древнего кладбища в самом центре города не вызвало большой шок, сенсацию. Дело в том, что первоначально на месте строительства в 17 веке уже существовала Рождественская церковь. Жизнь же, и смерть людей были неразрывно связанны с церковью. В церквях отпевали и хоронили неподалеку людей относящихся к данному приходу.
На сегодняшний день раскопано около 700 погребений. Все найденные останки были переданы Йошкар-Олинской епархии и перезахоронены. Строящаяся новая церковь почти готова, осталось подвести соответствующие коммуникации: теплотрассу, электричество, канализацию. Раскопки будут продолжены, как раз в тех местах, где по плану будут проводиться строительные работы.
Как утверждает начальник Учебно-научного археолого-этнологического центра Марийского государственного университета Юрий Зеленеев, это судя по всему, самое раннее кладбище (некрополь) Царевококшайска и появилось оно вскоре после основания города. Об этом говорят найденные здесь самые ранние монеты, которые когда-либо находили в Йошкар-Оле. Это монеты 16 века, чеканенные приИване Грозном в Новгороде. Также найдена монета времен правленияЛжедмитрия I. Монета считается очень редкой, ведь он правил всего один год и выпустили их очень мало. Что самое любопытное для истории города, на этом кладбище найдено много погребений «новокрещенов», то есть марийцев, принявших православие.
Раньше считалось, что в Царевококшайске запрещалось жить марийцам после черемисских войн. Однако во время раскопок было обнаружено, что наряду с покойниками, которые были захоронены типичным православным обрядом, находили много могил с марийскими вещами. Получается, что человека хоронили по православному обряду, при котором на теле умершего должен присутствовать лишь православный крестик. Но во многих захоронениях найдены украшения, застежки, браслеты, перстни, ножи в ножнах с костяной ручкой. То есть, также как в марийских языческих захоронениях 17 века. По словам Юрия Анатольевича, это происходило потому, что в окрестных деревнях жили служилые марийцы, которых здесь крестили и приписаны они были к Рождественской церкви. Причем крестили их ненасильственно, добровольно. Поэтому возможно марийцам не возбранялось класть к усопшим свои национальные вещи. Как поясняет Юрий Анатольевич, это показатель взаимодействия разноэтничного населения, марийцев и русских, толерантности.
Исследования захоронений показывают, что на протяжении всего 17 века происходило изменение культуры. Сначала языческие пережитки сохранялись, потом постепенно православие вытесняло язычество. В 18 веке здесь по-прежнему хоронили марийцев, но остатков язычества в 18 веке уже не обнаруживается. То есть, полностью положенный православный погребальный обряд.
Кладбище при Рождественской церкви функционировало до постройки нового каменного Входоиерусалимского собора в середине 18 века. В 1771 году в России прошла эпидемия чумы, и Екатерина II запретила хоронить людей в черте города. Поэтому кладбище перенесли в район Тихвинской церкви. Сегодня это черта городского парка культуры, но на тот момент территория была вдали от города.
В 30-е годы 20 века началась борьба с религией, результатом, которой стлало уничтожение сотен церквей по всей стране. Была взорвана и Входоиерусалимская церковь, долгое время являвшаяся символом Царевококшайска. Строящейся же сегодня на ее месте новый храм, максимально приближен к облику, разрушенной церкви.