Учёные из Института археологии РАН при раскопках в Высоко-Петровском монастыре (центр Москвы) обнаружили две совершенно необычные могилы, покрытые надгробными плитами с датой погребения 31 июля 1512 года. Первые такие плиты появились на Руси лишь в самом конце XV века. Под одной из них лежат останки некоего Епифания, а под второй — Феодосия Исакова, сына Окулинина, выходца из Волочка.
Сперва внимание археологов привлекла необычная деталь: плита Феодосия лежит не на самой могиле, а на опорах, из которых хорошо сохранилась одна. Опора эта оказалась базой от небольшой колонны в ренессансном стиле, на тот момент нетипичной для архитекторов русского происхождения. Такого необычного расположения могильных плит в находках того времени ранее не встречалось. Археологи предполагают, что база была от колонны, использованной при строительстве Алевизом Новым, известным итальянским архитектором, строившим Бахчисарайский дворец в Крыму и множество зданий (Архангельский собор и др.) в Москве.
Оказалось, что надгробие Феодосия "с двойным дном". Снаружи его закрывал большой могильный камень середины XVI века, под которым и находилась оригинальная плита 1512 года. На более поздней верхней части было тщательно переписано содержимое первой плиты, а вторая появилась после того, как исходная плита растрескалась. Поскольку мастера, жившие через сорок лет после погребения Феодосия, не владели умением высекать шрифтом начала XVI века, похожим на книжный устав, они воспроизвели надпись обычной для врёмен Ивана Грозного "проволочной" вязью.
Следует отметить, что это находка разрешает чрезвычайно давнюю серию загадок, связанных с захоронениями в некрополях XV-XVII веков. Дело в том, что использовать материалы раскопок как надёжно датированные источники можно лишь будучи полностью уверенными в их аутентичности. Уровень современных научных знаний о той эпохе часто позволяет отличить шрифт памятников, отстоящих друг от друга на считанные десятки лет. И, согласно шрифтам, большая часть ранее найденных надгробий выглядели как анахронизмы — своего рода подделки "под старину".
Хотя смысл таких подделок был непонятен, использование полученных с таких плит данных было крайне затруднительным. Новая находка сделала ясной причину появления "неправильных" плит и позволяет эффективнее использовать полученную с их помощью информацию.
С последней четверти XX века считается, что архитектором Высоко-Петровского монастыря был Алевиз Новый, итальянец, снискавший себя славу крупного авторитета ещё до прибытия в Москву. Туда его пригласил Иван III, однако по пути на Русь Алевиз проезжал Крым, где его задержал местный правитель Менгли-Гирей I. Добиваясь максимального качества исполнения своего Бахчисарайского дворца, он пошёл на риск испортить отношения с Москвой, годами удерживая итальянца, пока тот не закончил работу над его дворцом.
Чтобы загладить недоразумение, хан отпустил мастера с чрезвычайно дипломатичным письмом, в которой по возможности обходил вопрос о задержании чужого ценного специалиста, компенсируя это похвалой способностям Алевиза как архитектора. Именно поэтому сходные итальянские мотивы можно видеть как на входе в Бахчисарайский дворец, так и в Архангельский собор (усыпальницу русских монархов).