Откуда здесь памятник?
Сергей Фоминский, профессиональный реставратор по металлу, арендует на улице Красноармейской часть площадей территориального управления Росимущества, которые когда-то занимала база Вологодской научно-реставрационной специализированной мастерской.
- Я работаю в кузнице, - рассказал мастер. - Как-то понадобились дрова на растопку печи, решил поискать на территории. Там у нас много всякого хлама валяется - доски, железки, коробки всякие… В кустах случайно наткнулся на большой гранитный камень. Сразу понял, что это чье-то бывшее надгробие. Прочел надпись - и ахнул!
На граните было выбито: «Николай Петровичъ Брянчаниновъ, родился 26 февраля 1810 года, скончался 11 января 1894 года».
Ни у Сергея Фоминского, ни у нас не было сомнений, что покойный принадлежал к знаменитому дворянскому роду Брянчаниновых. Однако возникли вопросы: как камень оказался в том месте, где кладбища никогда не было и что теперь делать с необычной находкой?
Попал в криминальную историю
В первом томе «Русского провинциального некрополя», изданном в 1914 году Русским историческим обществом, указано, что могила дворянина Николая Брянчанинова располагается в Вологде, на территории женского Горне-Успенского монастыря.
Как же тогда могильный памятник попал на улицу Красноармейскую? Бывший руководитель дирекции по охране, реставрации и использованию памятников Михаил Карачев лишь намекнул, что история эта имеет криминальный оттенок.
И все же нам удалось найти кое-какие зацепки. В середине 1990-х годов Успенский собор Горне-Успенского женского монастыря передали верующим. Во время прокладки коммуникаций к храму из земли извлекли как человеческие останки, так и могильные плиты. Кости вновь предали земле. Как напоминание о существовавшем здесь погосте памятники собрали в одном месте - недалеко от храма. В разговоре с журналистом «Красного Севера» бывший настоятель общины отец Андрей (Смирнов) подтвердил, что видел на одном из памятников фамилию Брянчанинов.
Сотрудник АУК ВО «Вологдареставрация» Ирина Сергачева припомнила, как интересующий нас предмет появился в заречной части города. Во время одного из рейдов сотрудники охраны правопорядка остановили автомобиль, в котором находился надгробный камень. Злоумышленники признались, что забрали его с монастырского кладбища, чтобы сбить старые надписи и продать. Чем закончилась для воров эта история, неизвестно, а вот сам памятник в итоге был привезен на улицу Красноармейскую.
При последовавших за этим ликвидации мастерских и смене владельцев территории базы до памятника уже никому не было дела. А потом о нем просто забыли…
В монастырь или в Покровское?
Сергей Фоминский считает, что надгробие нужно вернуть на кладбище. Идею эту поддерживает и главный архитектор Вологды Александр Борисовский, который также выступает за воссоздание утраченных элементов надгробия.
Мы позвонили одному из чиновников регионального управления Росимущества. От каких-либо официальных комментариев он отказался. Правда, в частной беседе отметил, что надгробие Брянчанинова не находится в собственности государства, а значит, может быть вывезено с территории управления. Однако для этого нужно подготовить официальное обращение.
Будем надеяться, что наша публикация поспособствует решению этого вопроса. Правда, возникают сомнения: куда стоит перенести памятник - обратно к Успенскому собору или же на кладбище села Покровское Грязовецкого района?
Нет гарантии, что с монастырского кладбища памятник вновь не отправится в «путешествие». Да и нужен ли он недавно образованной монашеской общине? В свою очередь, территория Покровского кладбища обнесена забором, культурно-просветительский и духовный центр «Усадьба Брянчаниновых» находится под охраной. У действующего храма собраны могильные плиты многих представителей рода Брянчаниновых. Именно здесь покоится и тело супруги Николая Петровича - баронессы Остен. В сентябре 2014 года в Покровском на средства внучки последнего владельца усадьбы Татьяны Ватсон установлен памятный знак с указанием всех членов этого дворянского семейства. Есть на нем и имя Николай.
И хотя вопрос дальнейшей судьбы надгробия Николая Брянчанинова еще нуждается в изучении, директор культурно-просветительского и духовного центра «Усадьба Брянчаниновых» Ольга Лисенкова заявила нам, что не возражает против его «переезда» в Покровское.
Мужики называли Николая Брянчанинова «душевным барином»
Род Брянчаниновых весьма известен в Вологодской губернии. Он ведет свою историю с XIV века от легендарного оруженосца Дмитрия Донского - Михаила Бренко (Бренника). С XVIII века род делится на две ветви - покровскую и юровскую.
Родоначальник юровской ветви - дед Николая Петровича Брянчанинова - Александр Федорович. Его сын Петр был отмечен в боях орденом Святого Владимира четвертой степени. После отставки, в 1808-1814 годах, занимал пост предводителя дворянства Грязовецкого уезда.
В юности Петр Брянчанинов тесно общался с Константином Батюшковым. Более того, его дочь Елизавета Петровна стала женой племянника поэта - Григория Гревенса. В их доме Батюшков умер в 1855 году.
Старший сын Петра Александровича - генерал-майор Александр Брянчанинов (1798 - 1861) занимал должность прокурора по корпусу жандармов. Стал генерал-майором и средний сын Никита (1801 - 1886) - особый порученец при императоре Николае I.
Самый младший сын Петра Александровича Николай родился в Грязовецком уезде в 1810 году. В восемь лет он был записан в унтер-офицеры лейб-гвардии Измайловского полка. Вышел в отставку в возрасте 22 лет в чине штабс-капитана, вернулся в Вологду, где стал предводителем уездного дворянства. В период Крымской войны, в 1855 году, командовал формированием Вологодской дружиной ополченцев. В 1859 году Николай купил на Соборной площади большой двухэтажный дом. Правда, в нем почти не жил, предпочитая сдавать под нужды Вологодской казенной палаты и губернского казначейства. В 1886 году он продал здание под контору Государственного банка. Именно в этом старинном особняке в 2010 году вологжане откроют Музей кружева.
Современники так характеризовали Николая Петровича: «Добрый и мягкий, без всяких затруднений он установил новые отношения с крестьянами после реформы 19 февраля 1861 года. «Душевным барином» звали его мужики. Он был почтительным сыном, нежным и любящим супругом».
Николай Петрович был женат на остзейской немке - баронессе Остен, дочери генерал-майора. Супружеская жизнь их была недолгой: в сентябре 1858 года Елизавета Карловна в возрасте 35 лет покинула этот мир. Похоронили ее не на родовом кладбище юровской ветви Брянчаниновых в деревне Степурино, а на погосте в Покровском, где нашли приют представители другой - покровской - ветви старинного рода. Памятник Елизавете Остен сохранился в Покровском до нашего времени.
У Николая Петровича и Елизаветы Карловны было четверо сыновей, из которых до зрелого возраста дожил только один - Валериан, родившийся в 1845 году. Вторым браком он был женат на графине Софье Денисьевне Гвидобини-Висконти, урожденной Давыдовой - дочери героя Отечественной войны 1812 года, поэта Дениса Давыдова.