Подземка – зона повышенной опасности. В год в одной только Москве с платформы падают 150 человек. Впрочем, эта цифра неофициальная. Статистикой о таких происшествиях сам метрополитен делится не слишком охотно. Недавний пример. Давка на станции метро «Тульская». Утренний час-пик, критическая масса. Работает один эскалатор. Машинисты поездов 20 минут подряд проезжают мимо станции. Высади они хотя бы раз состав пассажиров, жертв было бы не избежать. К счастью, никто тогда не пострадал. Но на этих кадрах видно – можно было легко сорваться вниз.
Но что же делать, если вы упали на рельсы метро?
Толкучка у поезда – обычная для метро ситуация. Так что правило номер один – держитесь черты. И не подходите близко к краю платформы – об этом трубят из всех динамиков.
Если вдруг потеряли равновесие и поняли, что падения не избежать, сгруппируйтесь. Это минимизирует травмы.
Вам повезло – руки-ноги целы, поезд еще не видно. Ни в коем случае не пытайтесь забраться обратно!
Под платформой проходит контактный рельс, он красного цвета. Напряжение – 825 вольт. Касание будет смертельным! Просто идите от поезда. Ваш ориентир – электронное табло.
Финишная черта – это черно-белая полоса. За нее поезд не поедет даже в штатном режиме. Чуть дальше в тоннеле начинаются коммуникации и спасительная лестница.
Если помощи нет, просто встаньте за полосатой линией и ждите помощи. Сигнализируйте машинисту – машите руками, включенным телефоном. Всячески привлекайте к себе внимание. Дежурный по станции вас заметит и поможет выбраться.
Наконец, худший сценарий. Травма слишком серьезная и бежать нет смысла. Нужно быстро упасть в так называемый лоток, прижать голову и ноги.
Выдохните, зажмурьтесь. Постарайтесь взять себя в руки. Поезд обязательно проедет, не задев вас.
Да, будет очень шумно и темно. И да, под визг тормозов на вас посыпятся искры. Но! Не дергайтесь и не меняйте положение. Даже после остановки поезда.
Придется попотеть и ползти к головному вагону. И всегда помните про контактный рельс. А вдруг не обесточили? Коснетесь – и все ваши усилия будут напрасны.
Если ситуация другая: на ваших глазах кто-то оступился – не пытайтесь его вытащить. Одно неловкое движение – погубите еще и себя. Посоветуйте идти в начало платформы. Отправьте кого-нибудь предупредить дежурного, второго – к информационному столбу, а сами подавайте машинисту сигнал круговым движением – это знак экстренной остановки.