В понедельник, 1 февраля, десятки воронежцев пришли в Дом архитектора, чтобы высказать свое мнение о застройке яблоневого сада. Дело в том, что на территории в 52 га зеленой зоны на Шишкова, 140б компания «ВЫБОР» решила возвести дома от 17 до 25 этажей.
Экологи жалели зеленую зону и просили сделать там парк. Другие предполагали, что заброшенный сад еще можно спасти, чтобы там занимались студенты-аграрии.
Многие горожане ратуют за сохранение яблоневого сада. Но не все помнят, что именно на этой территории шли кровопролитные бои за Воронеж. Сотни наших солдат до сих пор могут быть погребены в общих могилах на территории этого сада.
Руководитель поисковой организации «Дон» Михаил Сегодин рассказал, что у нас на территории области строители ежедневно и ежегодно уничтожают останки наших павших солдат.
«Мы неоднократно предупреждали, что данная строительная площадка и сад завалены тысячами воинских захоронений, — пояснил Михаил Михайлович. -Так еще земля там завалена боеприпасами. Почему об этом никто не говорит и этого никто не видит?».
Руководитель поисковой организации «Дон» во время публичных слушаний пытался показать горожанам свой небольшой фильм о войне и захоронениях бойцов в Воронеже. Но такой возможности не дали. Газета «Новости Воронежа» публикует его, чтобы все могли увидеть, почему нельзя начинать строительство до проведения поисковых работ. Защитников нашего Отечества во время боев хоронили прямо на поле боя — в блиндажах и воронках от взрывов мин. До сих пор многие их них лежат там, где их застала смерть.
По словам руководителя поисковой организации, по поводу военных раскопок на территории области сказать могут только «Дон» и Минобороны. У других организаций нет на это разрешений.
Возмущенные поисковики даже написали и отправили представление в Генпрокуратуру.
«В Воронежской области из-за нарушения градостроительного кодекса и федеральных законов тысячи воинских захоронений времен Великой Отечественной войны находятся под угрозой уничтожения, — зачитал Михаил Сегодин часть своего послания. — Многие из них уже уничтожены — нет никакой возможности установить личности советских бойцов. Воронеж в 1942-1943 годах стал ареной ожесточенных боевых действий с немецко-фашистскими захватчиками. Из-за этого почти вся территория города усеяна одиночными и братскими могилами воинов Красной армии, которые до сих пор значатся в списках Минобороны как без вести пропавшие. При проведении строительных, дорожных и земельных работ уничтожают сотни захоронений. Останки защитников города вывозят в карьеры сос троительным мусором или дробят экскаваторами. Многие дома в буквальном смысле стоят на костях».
По словам Михаила Сегодина, никаких поисково-эксгумационных работ на стройплощадках сейчас не ведут. Застройщики иногда вызывают поисковиков постфактум, когда уже разрыли тракторами захоронение и установить личности погибших стало намного сложнее.
Руководитель поисковой организации «Дон» рассказал корреспонденту «Новости Воронежа», что по данным Минобороны на территории яблоневого сада за одни сутки погибли 1800 военнослужащих. Всех их оставили на поле боя. Массовость этих захоронений подтвержают не только архивы — не раз поблизости находили останки погибших защитников. Так, именно на территории сада может быть герой Михаил Абызов, фамилией которого назвали одну из улиц Воронежа.
Антон Шевелев пытался уточнить, в каких именно местах из территории находятся захоронения. Поисковик пояснил, что нужно проверять все 52 гектара. Представители застройщика же говорили, что с почтением к памяти павших воинов и обещали извлечь и захоронить погибших. Но поисковики пока строителям не верят.
«Есть основания предполагать, что при возведении жилого комплекса на территории яблоневого сада также произойдет надругательство над останками защитников нашего Отечества», — пояснил Михаил Сегодин. — Поэтому я прошу проконтролировать исполнение федерального закона ответственными лицами».