Разграбленные могилы

14.11.2015
Разграбленные могилы - Похоронный портал

Фразеологизм «Иван, не помнящий родства» родился не на пустом месте. С завидной точностью он рисует перед нами образ человека, отрекшегося от собственных предков, памяти и традиций. Таких Иванов в свете исторических потрясений, случившихся на рубеже 19-20 веков, в нашей стране оказалось великое множество. Сегодня и «белых» и «красных» смыло в утиль истории. Тем печальнее, что их баталии, кажется, безвозвратно стерли из памяти иркутян прошлое родного города. Иначе чем можно объяснить тот факт, что первое общегородское кладбище Иркутска, появившееся в 1772 году на Иерусалимской горе во исполнение указа императрицы Екатерины II, сегодня превратилось в дикий заброшенный пустырь? Вернее часть его уже стерта с лица земли, погребена под тоннами асфальта и многоэтажных зданий.

Другая часть погоста, в советские времена ставшая Центральным парком культуры и отдыха, огорожена, признана памятником культурного наследия. Но это на бумагах участок земли числится памятником, в реальности это гетто, облюбованное такими персонажами, говорить о которых просто неприлично. Относительно цивилизованно выглядит часть, где расположены развлекательные заведения – «Чиполлино» и зоогалерея, но вот идти вглубь этого «оазиса» в одиночку вряд ли кто-то решится.

Между тем это памятное место, потому что в заброшенной земле парка покоится прах более 100 тысяч горожан, в том числе и знаменитых, внесших немалый вклад в историю Иркутска и Российской империи. Могилы эти в период вакханалии советского атеизма были разграблены и уничтожены. У нынешней власти появился шанс реабилитироваться за преступную халатность своих предшественников перед историей. Вернуть кладбищу его подлинный священный статус, но сделать это, как известно, непросто. Разу­меется, что на создание на этой земле мемориального кладбища понадобится уйма денег. Но деньги в данном случае не главное, они всего лишь средство, куда важнее нам всем для себя понять, что вопрос сохранения прошлого нравственный, и, пока он не будет решен положительно, не будет нам покоя. Ведь не случайно законы древних гласят, что могилы предков необходимо держать в порядке.

— Участок, ныне именуемый ЦПКиО, на самом деле является Иерусалимским кладбищем, включен в реестр объектов культурного наследия. Позиция нашей организации базируется на том, что этому месту должно быть придано его исходное, исторически сложившееся значение. Нельзя говорить, что кладбище здесь было, но больше его нет. Здесь по-прежнему покоится более 100 тысяч иркутян, — считает и.о. исполнительного директора общественной организации «Иркутский исторический некрополь» Григорий Серебряный. – Это территория была кладбищем, есть и будет оставаться им. Дискуссионный вопрос один – каким именно. По нашему мнению, это должно быть мемориальное кладбище, созданное по образцу тех погостов, которые есть во многих европейских столицах, есть в Москве и Санкт-Петербурге.


Непонятные фанатики

Организации «Иркутский исторический некрополь» официально всего два года. Ее члены с точки зрения нормальных людей занимаются непонятной деятельностью, пытаются спасти забытые и заброшенные иркутские кладбища. На первый взгляд это выглядит странно, зачем о мертвых думать, когда есть много живых людей, нуждающихся в помощи. Однако за бренными делами, в мирской суете мы часто забываем о том, что духовное и нравственное человек черпает из прошлого, из культурных традиций, и чем сильнее эта связь, тем тверже человек стоит на ногах в настоящем. Поэтому спасители кладбищ на самом деле, по сути, спасители наших душ. Потому что они по крупицам сохраняют историю. Не случайно большинство членов этой организации – духовные лидеры, принадлежащие разным конфессиям, но все они едины во мнении, что Иерусалимское кладбище в Иркутске необходимо воссоздать и спасти для потомков.

Навешенный ярлык фанатиков вызывает у них иронию. К бронебойному и обескураживающему вопросу «зачем?» уже привыкли. Однако объяснять не торопятся, и в этом, наверное, их главная стратегическая ошибка. С чего начинается любовь к родному краю? Как и с какого момента формируется у человека невидимая ментальная связь с местом, в котором родился? С чего начинается Родина, как пелось в одной очень хорошей советской песне? Ответы на эти вопросы мы сегодня уже не ищем, точно так же, как не стремимся приподнять завесу истории, заглянуть в прошлое, понять, кто были люди, построившие этот город. Чем они дышали, как мечтали и что хотели донести до последующих поколений. Все это очень важно, потому что подобные знания формируют тончайший культурный слой, без которого не бывает полноценной личности. Кто вспомнит, что на Иерусалимском кладбище захоронены купцы Трапезниковы и Баснины, представители дворянского рода Сибиряковых, декабрист Иосиф Поджио, журналист и писатель Михаил Загоскин. Признаться честно, для большинства нас сегодняшних эти имена – пустой звук.

Но разве это правильно? В том числе и не поэтому ли для многих молодых людей Иркутск — это не дом, а всего лишь этап в жизни. А между тем это город с богатым прошлым, история его становления и развития связана с именами декабристов, купеческих династий. Летопись Иркутска – это история свободных, смелых, образованных людей, которые в холодном климате научились созидать и в результате сгенерировали мощный культурный оазис вдали от европейской цивилизации. По сути, это культурно-исторический феномен, но сегодня имена этих людей почти забыты, а жители города вместе с утратой исторических памятников стремительно теряют свою подлинную идентичность.

— Даже по сравнению со старинными городами центральной России Иркутск имеет богатое историческое прошлое. Я хочу, чтобы мои дети, проходя мимо нынешнего ЦПКиО, понимали, что это на самом деле Иерусалимское кладбище, и это часть истории нашего города. И мне хочется, чтобы на эту территорию можно было бы зайти, погулять там, прочитать информацию о знаменитых иркутянах, их достижениях, об их вкладе в историю Иркутска. Это то, что мы должны оставить в наследие своим детям и будущим поколениям. Нельзя мириться с тем, что мы в наследство получили заброшенный кусок земли в центре города, — говорит Григорий Серебряный.

Здесь нужно думать о вечном

Участники организации «Иркутский исторический некрополь» предлагают создать мемориальное Иерусалимское кладбище на месте, которое во всех градостроительных документах записано как ЦПКиО. Само Иерусалимское кладбище во времена своего существования с 1772 по 1932 годы занимало гораздо большую территорию. С 1930-х годов началось разорение кладбища, многие захоронения были стерты с лица земли. Часть погоста была окончательно погребена под многоэтажными домами и дорогами. Однако часть кладбища послужила местом для открытого в 1957 году Центрального парка культуры и отдыха. Парк начал хиреть еще в 1990-е годы, но закрыт на реконструкцию был только в 2007 году. Но еще до начала работ вето на их проведение наложил «Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области». Выяснилось, что никакие ремонтные и строительные работы на этой земле проводить нельзя, так как в 2000 году участок был поставлен на госучет как выявленный объект культурного наследия – «Городское Иерусалимское кладбище». Работы, не начавшись, так и закончились. В результате и парк загнулся, и про кладбище стали забывать.

Постепенно власти города свыклись с мыслью, что Иркутску нужен новый парк и что он должен быть создан в другом месте. Однако прожекты по созданию современного парка в Иркутске так и остались прожектами. Все аттракционы для детей, которые сегодня там остались, предлагает детский городок «Чиполлино», который и по сей день занимает землю на территории бывшего ЦПКиО. А в самом парке городскими властями было принято решение проводить сезонные и реставрационные работы без повреждения земли. Были даже установлены новые фонари, которые кто-то украл оттуда с поразительной быстротой. С тех пор эта территория фактически заброшена, хотя зимой там, конечно, убирают снег, летом – косят, а весной проводят акарицидные обработки.

По задумке участников «Некрополя» этот заброшенный пустырь в будущем должен стать одной из главных достопримечательностей Иркутска. В представлении активистов общественной организации, Иерусалимское кладбище не будет традиционным погостом с рядами надгробий. В будущем мемориальное кладбище должно стать местом тихого отдыха иркутян, куда можно будет прийти и посидеть в тишине, или пройтись и познакомиться с историями жизней захороненных здесь иркутян.

В годы своего существования Иерусалимское кладбище было разделено на участки, отведенные под захоронение представителей различных конфессий — православных, католиков, лютеран, иудеев, мусульман. По задумке «Иркутского исторического некрополя» разделения на участки по конфессиям или национальностям на мемориальном кладбище не будет, старые границы участков предлагается просто обозначить информационными табличками. Но на каждом из участков могут появиться небольшие сооружения или монументы с отличительными признаками той или иной веры. На участках также предлагается установить некоторые из сохранившихся надгробий. Восстановленные данные о захороненных иркутянах активисты предлагают нанести на специальные плиты, которые будут установлены на территории кладбища. Кроме того, предлагается поставить информационные щиты с описанием прилегающих участков и самых известных захоронений, расположенных на них.

В настоящее время восстановлено уже порядка 40 тысяч имен тех, кто был погребен на Иерусалимской горе. Существующую сеть тропинок участники «Некрополя» предлагают лишь привести в приличное состояние, но не изменять. Получается этакий музей истории города под открытым небом, тихий и ненавязчивый, но с огромными воспитательными возможностями.

При этом мемориальное кладбище может стать местом для основания городской Аллеи единства народов России. Аллею предлагается создать на месте разрушающейся лестницы, панорамной площадки и чаши фонтана. Ведь Иркутск известен тем, что на его земле многие годы живут и созидают представители множества разных национальностей. Поэтому появление такой Аллеи могло бы стать отражением многонациональной сущности иркутян.

Жить на костях, а не плясать

— Да, мы все живем на костях, это удел всех старых городов. Но в старых городах, как в колыбели, должна сохраняться память. Другого пути для сохранения и развития культуры нет. Разница между Иркутском и другими городами состоит как раз в том, что в этих городах сохраняют мемориальные кладбища, и никому не приходило на ум устраивать на кладбище парк и танцевальную площадку, — считает член «Иркутского исторического некрополя» Владимир Китаев. – Поэтому спасение могил выдающихся людей мы считаем своим долгом. Наведение порядка на этой разоренной земле займет долгие годы. Но делать это необходимо, это наш нравственный долг перед потомками.

В цивилизованном мире мемориальные кладбища знаменитых людей, оказавших влияние на его развитие и внесших культурный вклад, являются одними из главных достопримечательностей, ежегодно их посещают миллионы туристов. В Париже насчитывается три таких кладбища – Монпарнас, Монмартр и Пер-Лашез. В Лондоне семь кладбищ, использовавшихся в 19 веке, объединены общим красивым названием «Магическая семерка». Множество старинных погостов охраняются государством в Италии, Австрии, Чехии, Германии, США. Названия знаменитых мемориальных кладбищ Москвы – Новодевичье, Ваганьковское, Троекуровское – хоть раз слышало большинство россиян. При этом многие из знаменитых мемориальных кладбищ были организованы позже, чем иркутское Иерусалимское кладбище.

Чтобы сделать реальностью сгенерированные активистами «Иркутского исторического некрополя» мысли, городские и региональные власти должны оформить должным образом правовой статус и определить собственника земли, потому что сейчас участок не разграничен. Только после этого на месте кладбища можно будет начинать работы. Хотя активисты «Некрополя» готовы заниматься кладбищем и без помощи властей, но вряд ли такое возможно при осуществлении столь масштабной затеи.

— То, что происходит сегодня с этим местом, — кощунство. По разным оценкам, там похоронено более 100 тысяч иркутян и могилы их сегодня практически полностью уничтожены. Как это иначе назвать? — считает главный раввин Иркутской области Аарон Вагнер. — Никто не говорит, что нужно восстановить все памятники и сделать это кладбищем в центре города. Это место должно стать таким, куда можно прийти и просто тихо сесть и подумать о жизни. Мемориальное кладбище нужно создать, чтобы в будущем это место не разрушили, не забыли окончательно, что мы ходим по захоронениям иркутян. Память – это очень важный воспитательный ограничитель.

Чтить память усопших, уважительно относиться к смерти и понимать, что смысл бытия в том, чтобы оставить после себя песчинку добрых дел, которыми будут гордиться потомки, это не из области материи, а из области духа. Когда-то кто-то из наших отцов и дедов совершил ошибку, разрушил и уничтожил могилы своих дедов и прадедов. Эти люди, убежденные атеисты, заблуждались, полагая, что вселенная ограничивается только материей. Они разрушили кладбище, и на этом месте теперь растет бурьян. Они лишили нас возможности знать правду о наших предшественниках. Какие они были, что думали, как и для чего жили? У нас не осталось примера, вместе с потерей этого Иерусалимского кладбища мы утратили какой-то сакральный смысл и размер потери полностью даже еще и не осознали. И нет нам поэтому покоя. Кто мы, от кого произошли, куда идем, лучше ли мы или хуже? Ответов нет, и не будет, пока растет этот бурьян. Или нас ждет забвение, и что мы оставим после себя? Каким мы оставим этот город после того, как уйдем в небытие? Ведь только память может победить смерть. Или это нам все неважно?

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика