В Псковской области уже несколько лет действует частное кладбище?

09.11.2015
В Псковской области уже несколько лет действует частное кладбище? - Похоронный портал
Однако местные власти не торопятся перевести ситуацию в правовое русло. Ее заложниками оказались сотни жителей районного центра, у которых на этом погосте захоронены близкие

Девять гектаров раздора

По словам Константина Вилкова, руководителя общественного движения «Город без наркотиков», который первым обнародовал эту информацию на своей страничке в «Фейсбуке», надзорные органы еще в начале года потребовали провести рекультивацию территории. Понятно, что, узнав об этом, многие местные жители переполошились: неужели на самом деле речь идет об эксгумации? Корреспондент «ГЛАВНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО» попытался понять, в чем заключается суть конфликта. История этого вопроса теряется в начале второго тысячелетия новой эры. Если говорить более детально, то в 2004 году в правление бывшего колхоза «Путь Октября» поступило заявление из островского коммунального предприятия о выделении земельного участка площадью девять гектаров для муниципальных нужд. Речь шла о расширении городского кладбища. Тогда в сельхозпредприятии значилось 92 акционера. Без колебаний они решили выделить земельный участок, расположенный в одном километре от деревни Глушни, которая уже к тому времени считалась городской территорией. Два года спустя тогдашний глава района Алексей Афанасьев подписал постановление об утверждении проекта границ земельного участка под будущее городское кладбище. На обустройство его территории были израсходованы немалые суммы, но главное – земля из многих рук перекочевала в одни. Имя собственника не тайна, как не тайна и то, что закон при покупке нарушен не был. Как и прежде, территория считается (официально!) землей сельхозназначения. Знали об этом жители Острова, которые все это время продолжали исправно носить на погост своих родственников или нет? – ответ на этот вопрос сегодня уже не имеет значения.

Просьба не беспокоить!

С тех пор прошла целая пятилетка, кладбище на частном участке продолжает увеличиваться, но до поры до времени этот факт не беспокоил муниципальных чиновников. Так все и оставались «при своих», если бы сотрудники псковского отделения Россельхознадзора не взяли проблему на карандаш. И оно понятно: государственное учреждение призвано контролировать, как используются земли сельхозназначения (ст. 13 Земельного кодекса РФ) – в этом и заключается их работа. Своими полномочиями там воспользовались весной этого года, и после проверки вынесли предписание: расчистить угодья от древесной растительности. Читай, кустарника, который за последние годы разросся до небес. При всей строгости приказа это означало, что для начала нужно его выкорчевать, не забывая об урегулировании отношения между собственником и городским поселением. Именно эти движения проверяющих и вызвали переполох в Острове, по которому поползли слухи о том, что, дескать, придут злые люди и потребуют эксгумацию тел. В Россельхознадзоре опровергли эту информацию на том основании, что это не их компетенция. Однако ввиду выявленных нарушений владелец земель был оштрафован на пять тысяч рублей – по тысяче за каждый из пяти обследованных участков. Срок исполнения предписания истек 23 октября, но, как оказалось, вопрос о выкупе участка до сих пор так и не решен. К тому же представитель собственника подал иск в суд к местной администрации, чтобы та оплатила штрафы, выписанные ему Россельхознадзором. Не лишено логики: официального договора между сторонами нет, зная об этом, муниципалитет не запрещает (скажем так) захоронение. Но кто мешает истолковать эту ситуацию как захват чужой земли? Что же касается «цены вопроса», то, как удалось выяснить нашему корреспонденту из анонимных источников в районной администрации, речь идет о 2,8 млн рублей – такую сумму якобы запросил собственник за землю, которая сегодня де-факто стала городским погостом. Если это так, то не удивительно, что нашлись граждане (в том числе из состава депутатского корпуса), которые не согласились с такими суммами: земля, дескать, была выкуплена за копейки, поэтому за «копейку» пусть и продают. Вот такая непримиримая позиция сторон, и точек соприкосновения у нее пока нет.

Получить в городском поселении какие-либо комментарии от исполняющего обязанности его главы не удалось – на все запросы секретарь неизменно отвечала, что начальства нет и советовала позвонить «завтра». Молчат как в рот воды набрали и депутаты, которые, безусловно, в курсе проблемы. В районной администрации от комметариев тоже отказались, ссылаясь на то, что тема слишком деликатная. Почему? — ответа на этот вопрос так и не последовало. Более отзывчивыми оказались сотрудники Россельхознадзора. По словам заместителя начальника отдела земельного надзора ведомства Ларисы Медюшко, «островскую ситуацию можно считать в какой-то степени типичной».

- Когда люди начали бесплатно получать паи, они не понимали, что земля на самом деле может представлять ценность. И немалую! Оборотистые да предприимчивые скупали земельные наделы. У кого-то за алкоголь, кому-то за несколько гектаров плодородной земли давали мобильный телефон. В итоге большие площади оказались сконцентрированы в одних руках. Островская история – не исключение. Здесь есть собственник и обязательства, которые он должен выполнять по закону. Выход из нее может только один: через суд. Тем более, что стороны так и не могут договориться.

Не лишне отметить: с весны этого года увеличились штрафы для физических лиц. Так, если раньше собственник платил за нарушение правил использования земли всего тысячу рублей с одного участка, то теперь страна запрашивает уже 20 000. За неисполнение предписания вместо 300 рублей требуют сегодня 10 000. Понятно, почему собственник, на землях которого – по сути дела незаконно — устроено городское кладбище, требует у муниципалитета через суд оплатить свои расходы. И немалые!

Уполномоченный по правам человека в Псковской области Дмитрий Шаховубежден, что «эта ситуация стала следствием того, что стороны просто не подумали о последствиях».

- Это азы! Устное соглашение сторон (какими бы друзьями они ни были на тот период) оформляется договором о намерениях, и далее – начинается работа в рамках этого документа. Собственник, который понес убытки, имеет право требовать их компенсации через суд – захоронения идут на частном, а не на муниципальном участке. Тем более, что он не выведен из сельхозоборота. Как вариант, может быть принято решение о выкупе земли по специальной цене для государственных и муниципальных нужд. Но это – повторяю – как вариант, потому что решение, в конечном счете, примет именно судья.

Как следует из слов экспертов, правовое решение этой дилеммы возможно. Однако легко предположить, что если собственник найдет более выгодного покупателя, у которого будут масштабные сельскохозяйственные виды на землю, то не придется ли на самом деле переносить более 400 могил на другое место. Причем, опять же — за мунициаальный счет. Споры сторон продолжаются, а значит, ставить точку в нашем расследовании рано.



Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика