Среди сотен восстановленных имён нашлись и наши земляки.
Это уже вторая экспедиция курян - преподавателей и студентов исторического факультета в Сербию. Работы по восстановлению списков начались ещё в прошлом году, в столетнюю годовщину Первой мировой войны. Сюда, в Белград, в начале 20 века хлынула волна русской эмиграции. И здесь на "Ново Гробле" захоронены тысячи наших соотечественников. Имена которых медленно стирает время.
Ирина Конорева, декан исторического факультета: «Идёт тенденция такая, что количество захоронений в значительной степени уменьшилось. Сербские власти продают те участки, которые не присматриваются. И таким образом идёт утрата информации».
Лилия Машкина, студентка исторического факультета: «Что касается разрушенных могил, иногда сведения приходилось восстанавливать подручными средствами. Например, с помощью обычного карандаша. Потому что когда проводишь по светлому мрамору, остаётся от графита тёмный след. И можно прочитать сведения, которые обычным способом рассмотреть невозможно».
Например, сведения о роде занятий, которые вместе с именем и датами указывали на надгробиях. Офицеры и солдаты белой армии, актёры и другие деятелей искусств, священники. И здесь интересна одна история. Среди сотен восстановленных имён куряне нашли 11 земляков. В том числе - архиепископа Феофана.
Ирина Конорева, декан исторического факультета: «К нам обратился настоятель Свято-Троицкого храма русского подворья отец Виталий. Когда он узнал, что мы из Курска, он попросил нас, как историков, о воссоздании истории жизни и деятельности Феофана. Того самого, который вывез икону "Знамение" ещё в 1923 году и на протяжении 20 лет икона находилась как раз в этом храме! И нам очень повезло, нам дали возможность пообщаться с человеком, который лично знал Феофана. Он был ещё маленьким мальчиком. Это дядя нынешнего настоятеля храма отец Андрей. Он нам дал большое интервью, мы много беседовали. Это было, конечно, очень интересно».
Сейчас останки Феофана находятся в Иверской часовне, на территории кладбища. Если за первую экспедицию историкам удалось обследовать три компактных участка русских захоронений, то в этот раз - уже 17, разрозненных - это три тысячи могил. Часто данные не совпадали с архивными записями. В одном месте могло находиться сразу несколько человек, или наоборот - один. Так удалось зафиксировать более 700 имён. Русских из них оказалось чуть больше 200.
Михайл Жуков, студент исторического факультета: «Для меня было интересно отношение сербов к нашему проекту. Они помогали нам, предоставляли помощь. И были даже моменты на кладбище, когда они помогали нам и интересовались нашей работой, и подсказывали, где можно найти русские захоронения».
Лилия Машкина, студентка исторического факультета: «К нам, когда мы там были в первый раз, подходили люди, которые являются потомками русских. И просили помочь найти могилы. И некоторым мы помогли».
Проделав огромную работу, курские историки смогут помочь ещё тысячам тех, кто ищет свои корни в Сербии. Как только все данные будут переведены в электронный формат, их разместят на специально созданном портале с фотографиями каждого захоронения. Запустить сайт планируют уже к концу года.