Могилу югорчанина-фронтовика, погибшего в боях под Москвой родные нашли только спустя семьдесят четыре года

05.10.2015
Могилу югорчанина-фронтовика, погибшего в боях под Москвой родные нашли только спустя семьдесят четыре года - Похоронный портал
До сих пор, долгих, вроде бы мирных 70 лет напоминает каждому из нас о нечеловеческих испытаниях, которые прошли, пережили и выжили те, кто бился на полях сражений, окровавленными руками выдирая каждый клочок земли у врага…

Эта война не закончится до тех пор, пока последний солдат не будет предан земле. По-людски, на погосте, а не в копченой воронке вместе с десятками павших. Эта война не закончится никогда. 

Галина Михайловна Панкова практически всю свою жизнь работает в городском архиве Ханты-Мансийска. Ежедневно, по долгу службы, ей приходится перебирать документы, бумаги, справки и свидетельства. Ей стал привычен шелест целлюлозы истории. История ее семьи не менее интересная, чем сотни томов переплетенных и прошнурованных талмудов, бережно хранящихся на стеллажах.

Из воспоминаний Галины Панковой:


- О дедушке информации в семейном архиве маловато. В те времена было не принято много говорить об этом. Бабушка, потерявшая мужа на войне, до конца своих дней не смогла смириться с болью утраты. Она не могла говорить, рассказывать. У нас осталась только копия извещения о гибели, где казенным шрифтом сказано о том, что красноармеец Петр Андреевич Графеев погиб в конце декабря 1941 под Москвой и захоронен в деревне Палицы Московской области в феврале 1942-го. На эту нестыковку во времени тогда не обратили внимания. Быть может, ошибка, или была другая причина. Война, все-таки. Эта деревня Палицы находилась в 30 километрах от Москвы. Последний рубеж Родины защищал 43-й Сибирский стрелковый батальон.

События происходили в Одинцовском районе у села Аксиньино. Именно Аксиньинская высота считалась крайней линией на подступах к столице. 

Историческая справка:


После провала плана захватить Москву с ходу в первые месяцы войны, гитлеровское командование подготовило крупную наступательную операцию под кодовым названием «Тайфун». Предусмотрено тремя мощными ударами танковых группировок из районов Духовщины, Рославля и Шостки прорвать оборону советских войск, окружить и уничтожить армии Западного, Резервного и Брянского фонтов, после чего охватить Москву с севера и юга, и одновременным фронтальным наступлением овладеть советской столицей. Для достижения своей цели противник сосредоточил в группе армий «Центр» 74 дивизии. Гитлер понимал все значение города, как важнейшего политического и промышленного, научного и административного центра нашей страны. Фашисты планировали дезорганизовать работу промышленности и транспорта, посеять панику среди населения и даже уничтожить город с воздуха. По плану немецкого Генштаба Москва должна была быть превращена в руины, путём массированных бомбардировок силами немецкой авиации. Фашистов с трудом сдерживала ослабленная оборонительными боями 5-я Армия. Советское командование бросило на помощь свежие силы, стянув последние резервы с разных фронтов. 

Из воспоминаний Галины Панковой:

- О тех событиях очень мало свидетельств. По крупицам собирала информацию о боях под Москвой. Как я узнала, та Аксиньинская высота была очень хорошо укреплена фашистами. Это была выгодная позиция. Вся территория просматривалась и простреливалась. Нашим солдатам пришлось брать ее, используя эффект неожиданности. Враг не думал, что русские двинутся по чистому полю на укрепленный участок. Полегло очень много людей. Там и погиб мой дедушка. Высота была взята. Это была первая победа Красной Армии. Это было начало долгого пути на Берлин.


Историческая справка:

Группа армий «Центр» не смогла добиться целей операции «Тайфун». Ее войска оказались обескровленными и лишились наступательных возможностей. В ходе боев с 16 ноября по 5 декабря вермахт потерял под Москвой 155 тысяч солдат и офицеров, 777 танков, сотни орудий и минометов. Средствами авиации фронтов и московской ПВО было сбито в воздушных боях и уничтожено на аэродромах много самолетов. За два месяца оборонительных сражений советские Военно-Воздушные Силы совершили более 51 тысячи самолето-вылетов, из них 14 процентов — на воздушное прикрытие столицы. Здесь, на московском направлении, к декабрю 1941 года они впервые завоевали оперативное господство в воздухе. 5 декабря 1941 года оборонительный период битвы под Москвой закончился. Советские Вооруженные Силы отстояли столицу, остановив наступление фашистских полчищ. 

Из воспоминаний Галины Панковой:


- Когда закончились бои, когда волна передовой откатилась, местные жители – дети, женщины спустя три месяца выехали на повозках в поле и начали искать погибших. Искали по припорошенным снегом холмикам. Собирали тела и свозили в воронки, оставшиеся после взрывов. Таких братских захоронений в том районе было несколько. В одной из таких могил навеки остался мой дедушка Петр Графеев.

О бойцах, погибших у Аксиньинских высот, долго вспоминали жители окрестных деревень. Но память стирается. Уходят из жизни последние свидетели войны. В учебниках истории сохранились другие события, имена других героев. О защитниках подмосковных границ вспомнили только в 1956 году.

Из воспоминаний Галины Панковой:
- Староста деревни Палицы очень переживал и стал беспокоить власти, чтобы поднять тела воинов. В 56-м году начались такие работы. Направили солдат из близлежащей части. Группа срочников нашла одну из могил. Подняли останки четверых бойцов, а пятый был обвешан гранатами. На этом поиски закончились. Четверых похоронили в соседнем селе Иславском, где в годы войны находился военный госпиталь. Остальные захоронения так и не нашли. Но старожилы вспоминали, что где-то в районе деревни Палицы есть еще одна, самая большая братская могила. Ее поиски затянулись еще на полвека.


Очередная попытка была предпринята в 1998 году. Один из местных жителей вспомнил, что в 41-м группу погибших солдат похоронили в березовой роще на окраине села. Вызвали поисковиков. Отряд искал две недели. Безрезультатно. Но судьба вновь вернула память о погибших героях. Найти могилу, где с несколькими десятками солдат был похоронен югорчанин Петр Графеев, удалось в 2001 году.

Из воспоминаний Галины Панковой:


- Во время дорожных работ строители прокладывали электрический кабель. Ковшом экскаватора подцепили армейскую каску. Технику остановили. Начали копать вручную. Там оказалось захоронение 39 солдат. Их достали из земли и похоронили со всеми почестями и православным канонам. Но об этом я узнала только в 2015 году.

Несколькими годами раньше Галина Михайловна начала активные поиски места захоронения своего деда. Но все попытки были тщетными. За несколько десятилетий Подмосковье пережило десятки административных делений. Не сохранилось даже названий большинства сел и деревень, где шли бои. Не раз перекраивались границы районов. Галина Панкова написала сотни писем и запросов в десятки инстанций. 

Из воспоминаний Галины Панковой:

- Изначально местом захоронения был указан только Одинцовский район, затем уже захоронение было отнесено к сельскому поселению Ершовское, а затем к поселению Успенское. Общаясь с краеведами Одинцовского района, я выяснила, что захоронение относится к категории потерянных, забытых. В прошлом году я написала в военкомат города Звенигорода Одинцовского района в электронную приемную. Спустя год получила ответ. Меня пригласили принять участие в торжественных мероприятиях, посвященных 70-летию Великой Победы. Но самой главной информацией было то, что, оказывается, могила дедушки теперь известна. Его имя выбито на гранитной стеле, которую возвели над захоронением. Я отправилась в путь. Я преодолела эту дорогу обретенной памяти, длиною в 74 года. На могилу дедушки я привезла горсть югорской земли. 

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика