За рекой Яузой на территории бывшей Немецкой слободы находится самый необычный некрополь Москвы — Введенское кладбище. Налет запущенности, присущий любому погосту, здесь особый — натуральный, живой, наполненный романтикой. Вдоль аллей и тропинок тянутся гипсовые вазы и мраморные распятия, надгробные плиты с готическими надписями и необычные часовни, скорбные женские фигуры и ангелы с опущенными крыльями. Есть особая прелесть в неспешных прогулках по Введенскому кладбищу. Протискиваясь меж оград и разбирая надписи на надгробьях, испытываешь не только скорбь и уныние, но и потребность поразмышлять, открыть книгу, познакомиться с историями жизни ушедших людей.
Свое официальное название кладбище получило от Введенской горы, но в народе его чаще называли Иноверческим, или Немецким. Огражденный кирпичным забором участок площадью 20 гектаров стал кусочком Западной Европы на российской земле. Со времен Петра I здесь хоронили неправославных христиан — католиков, лютеран, англиканцев. Кладбищенская земля примирила не только представителей разных конфессий, но и тех, кто сражался друг с другом на полях брани. Пройдя через южные ворота, справа от центральной аллеи вы увидите огражденную цепью братскую могилу солдат наполеоновской армии. А слева от аллеи — обелиск в память о русских воинах, которые скончались от ран, полученных на Бородинском поле.
В середине XIX века предприимчивые европейцы устремляются в Первопрестольную. На Введенском кладбище появляются могилы зарубежных банкиров, промышленников и купцов. Но во время Первой мировой войны иностранцы массово покидают Россию. Часть могил приходит в негодность, на некоторых плитах стираются имена. В первые десятилетия советской власти на кладбище хоронят российских священников, ученых и военных. После Великой Отечественной войны появляются могилы людей творческих профессий. Кого только здесь не встретишь! Деятели театра и кино — Рина Зеленая, Михаил Козаков, Люсьена Овчинникова, балерина Ольга Лепешинская, пианист Давид Лернер, спортивный комментатор Николай Озеров, оперная певица Мария Максакова, архитекторы братья Мельниковы, историк Сигурд Шмидт, композитор Эдуард Колмановский. На главной аллее покоится актер Геннадий Бортников, которого называли «русским Жераром Филиппом», а у южной стены похоронена народная артистка Татьяна Пельтцер — «счастливая старуха», как она именовала себя.
Роковое свидание
Тишину Введенского кладбища нарушают пение соловьев и шелест вековых деревьев, шуршание осенней листвы и скрежет дворницкой лопаты. Впечатлительному человеку в этих звуках чудятся разговоры ушедших в мир иной. Это не удивительно: Введенское кладбище хранит множество тайн и преданий. Одна из легенд связана с выходцем из Шотландии генералом Гордоном — соратником Петра I, любителем выпить и подурачиться. В начале XX века из кладбищенской книги кто-то выдрал листы с указанием места, на котором находился надгробный камень шотландца, состоявшего на царской службе. С тех пор генерал бродит по аллеям в поисках утраченной могилы, стуча каблуками и пугая посетителей криками на гортанном гаэльском наречии.
Другая легенда говорит, что под кладбищенским Введенским холмом находится целый город, состоящий из множества подземелий и катакомб. Войти в подземную «Введенку» можно лишь через один из старинных склепов. Но что это за склеп и в какой части кладбища он расположен, не знает никто. Зато известна история священника, чья могила украшена беломраморным крестом и скорбной статуей ангела. По рассказам современников, батюшка обладал красивым драматическим баритоном. Однажды его, что называется, попутал бес. Поп устроился в оперу и стал петь на сцене. Успех был невероятный, но вскоре у мэстро пропал голос, а потом отнялись и ноги. Священник долго страдал, обвиняя себя в том, что предал Господа, и умер только тогда, когда вымолил себе прощение.
Самое печальное предание связано с историей супругов Леона и Софии Пло, похороненных в одной могиле. Муж занимался поставкой в Россию железа и чугуна, потрясающе красивая жена содержала перчаточный магазин на Кузнецком мосту. Однажды супругу показалось, что его благоверная тайно встречается с любовником. Леон заказал резчику фигуру из камня в виде полуодетой женщины, крадущейся на свидание. Когда композиция была готова, муж пришел домой и убил сначала жену, а потом — себя. Скульптуру установили в качестве надгробия. Привлекательная дама в неглиже когда-то сжимала в руках каменную розу, чьи лепестки падали на плиту. Розу отломали вандалы, зато теперь статуя всегда держит живой цветок, принесенный кем-то из посетителей.
Вампирка
Инженер Максимилиан Эрлангер привез в Россию первую паровую мельницу и построил в Сокольниках комбинат, который и сейчас выпускает ржаной и пшеничный хлеб. Усыпальница «мучного короля» построена по проекту архитектора Федора Шехтеля. Внутри — освещаемая лампадой фреска художника Петрова-Водкина. Христос в цветных одеждах разбрасывает зерно на вспаханном поле. Сюжет напоминает людям о том, что они должны сеять добрые дела. Икона считается чудотворной, и многие верят, что желания, написанные на стене склепа, обязательно сбудутся. Стены часовни исписаны карандашами и фломастерами. Люди обращаются к Иисусу с просьбами о хорошей работе и желании заработать большие деньги, об исцелении от пьянства и возвращении любимого.
Мавзолей мануфактурщика и «отца русского ситца» Людвига Кноппа выполнен в виде полуразрушенного античного портика. Однажды некий искатель приключений залез внутрь и наткнулся на мертвую руку, торчащую из-под земли. С тех пор склеп в народе называют «Вампирка». Вплоть до 1940-х годов на площадке перед портиком была установлена статуя Христа работы итальянского скульптора Рафаэлло Романелли. Приходя сюда, паломники приносили с собой воду и поливали руку Иисуса, указывающую вниз, на землю. Считалось, что стекшая вода приобретает чудодейственные целебные свойства.
В последние годы «Вампирка» стала сакральным местом для представителей субкультуры готов — парней и девушек с подведенными глазами, в высоких ботинках на шнуровке. Готы говорят об особой кладбищенской энергетике, которая придает им силы, об эстетике смерти и манящих тайнах загробной жизни. Судя по загадочным анаграммам, надписям со словом «Апокалипсис» и разбросанным голубиным перьям, здесь устраивают ритуальные оргии вроде «черных месс» и «балов Сатаны». Несколько лет назад на Введенском кладбище усилили охрану и снабдили участки системой видеонаблюдения. Готов стало меньше, но они все равно появляются, особенно в канун 1 ноября — Дня Всех святых и Хэллоуина. Кстати, 2 ноября, когда отмечается День всех усопших, представители римско-католической церкви во главе с кардиналом проводят на Введенском кладбище торжественную мессу и крестный ход.
Дверь в загробный мир
На могиле Георга Лиона и Александры Рожновой высится полукруглая колоннада с мозаичным панно — копией картины художника Арнольда Беклина «Остров мертвых». К кладбищенским воротам, расположенным среди холмов, подплывает лодка, в которой находятся двое — гребец и обернутая в белую ткань женщина. Символику расшифровать несложно. В изображении гор воплощается царство мертвых — Аид. Лодочник Харон перевозит душу, закутанную в саван, через реку Стикс.
Стоит увидеть и необычный памятник на могиле железнодорожного деятеля Христиана Мейена. Крест сварен из рельсовых полос, установленных на локомотивные колеса, надгробие украшено вагонными буферами и сцепными приборами. Не менее удивительное надгробие на могиле Аполлинария Васнецова выполнено в виде ласточкиного хвоста, напоминающего зубцы кремлевских стен. Васнецов был единственным художником, который выступил против разрушения Храма Христа Спасителя. В своих картинах он восстановил исторический вид московского Кремля — от эпохи Ивана Калиты до эпохи Дмитрия Донского. Недалеко от «ласточкиного хвоста», распустив крылья, сидит Птица Сирин. Эта работа скульптора Сергея Коненкова установлена на могиле писателя Михаила Пришвина. Запрокинув голову, сказочная птица поет вместе с деревьями и животными, о которых писал «певец русской природы».
На надгробии винодела Филиппа де Пре можно прочитать сообщение, высказанное языком таинственной кладбищенской символики. Мраморное надгробие — это древнеримский храмовый портал. Слева и справа изображены ветки папоротника, олицетворяющие бесконечность. Шестиконечные звезды — гексаграммы — напоминают о шести днях сотворения мира. Одна звезда обрамлена венком из роз. Роза в погребальной традиции означает победу над смертью, быстротечность и бренность жизни. Говорят, что в ночь полнолуния между звездами высвечиваются лучи, образующие на мраморе яркий латинский крест. Вся композиция — не что иное как дверь для входа в загробный мир и выхода наружу в час воскресения.
Кандалы на могиле
Фердинанд Теодор фон Эйнем основал кондитерскую фабрику, знакомую нам как «Красный Октябрь» на Берсеньевской набережной, где сейчас размещаются модные заведения — галереи, театры, клубы. На своем московском предприятии порядочный немец учредил восьмичасовой рабочий день, открыл общежитие и кассу взаимопомощи, стал выплачивать пенсию лучшим работникам. Эйнем был честным промышленником и работодателем. В наши дни на его могилу приходят люди, которые хотят заниматься добросовестным бизнесом без взяток и «откатов».
В 2008 году в ходе инвентаризации бесхозных захоронений и переучета документов на Введенском кладбище была найдена могила Люсьена Оливье — французского повара, державшего в Москве ресторан «Эрмитаж». Изобретатель знаменитого блюда, без которого не обходится ни один новогодний стол, прожил всего 45 лет. Рецепт своего чудо-салата мастер хранил в глубокой тайне и унес с собой в могилу. Часто у памятника, установленного на месте захоронения Оливье, появляются молодые люди и девушки. Студенты кулинарных вузов и техникумов приходят сюда перед экзаменами, чтобы заручиться поддержкой знаменитого гастронома.
Самое почитаемое захоронение на Введенском кладбище — могила врача Федора Гааза. Его девизом была знаменитая фраза: «Спешите делать добро!».
Гааз отказывался брать с бедных людей плату за терапию и одаривал нуждающихся собственной одеждой. Он добился открытия лазаретов для узников, отделения осужденных от подозреваемых, отмены стрижки наголо подсудимых-женщин. Федор Гааз изобрел кандалы нового типа — более легкие и отделанные внутри кожей. Все свои деньги «святой доктор» потратил на облегчение участи больных и заключенных. Хоронили его за счет полиции. За гробом шли десятки тысяч человек. На могиле установили надгробие в виде Голгофы — камень, символизирующий гору, а сверху — крест. Памятник опоясан цепями с милосердными «гаазовскими» кандалами. По традиции, сюда несут цветы те, кто освободился из мест лишения свободы, а также граждане, пострадавшие безвинно.