На днях в Мценском районе прошёл Всероссийский семинар для руководителей похоронных предприятий. Обсуждали новый проект. Основные его изменения связаны с введением лицензирования некоторых видов деятельности по оказанию ритуальных услуг, установлением общих правил и требований похоронной отрасли на всей территории России, то есть разработкой стандартов.
По новому проекту сотрудники медучреждений могут привлекаться к административной ответственности за незаконную передачу ритуальным агентствам данных о смерти человека. Ещё новый закон предлагает возможность создания крематориев: частных и с использованием государственного партнёрства.
Вот что по этому поводу думает исполнительный директор Союза похоронных организаций и крематориев России Елена Андреева:
— Вопрос развития кремации в нашей стране достаточно острый, так как лишних площадей для кладбищ нет, и это особенно актуально для крупных городов, — сказала она. — Одно из новшеств законопроекта — это возможность появления частных крематориев. В крупных городах они есть и сейчас, но они оформляются как государственные с привлечением инвестиций частного лица. У нас в России их всего 18. Для сравнения: в маленькой Финляндии — около 30. Новый проект законодательно разрешит появление частных крематориев.
— Елена Олеговна, согласитесь, кремация — это не в традициях русского народа.
— Это предвзятое мнение. Насколько мне известно, сейчас даже церковь лояльно относится к такому способу захоронения. А что творится на наших кладбищах! Количество брошенных, неухоженных могил просто катастрофическое. А если урна с прахом хранится в колумбарии, она уже не зарастёт травой и крест там не покосится.
Единые правила
Вопрос развития кремации в нашей стране достаточно острый, так как лишних площадей для кладбищ нет.
— Насколько актуален вопрос появления крематория в нашем регионе? — с таким вопросом я обратилась к руководителю управления ЖКХ, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Григорию Шайкину.
— Пока нет острой необходимости возводить крематорий в Орловской области, — говорит Григорий Шайкин. — Вообще, его рекомендуется строить в городах с численностью населения более 700 тысяч человек. Сегодня у нас регистрируются единичные случаи с просьбой о кремации родственника. Для этого муниципальное предприятие «Ритуально-обрядовые услуги города Орла» заключило договоры с двумя крематориями Московской области. Так что при желании услуги по кремации жителям области предоставляются.
В работе семинара участвовал и директор МУП «Ритуально-обрядовые услуги города Орла» Владимир Осин. Он считает, что изменения в законе необходимы, потому что сегодня похоронная деятельность практически брошена на произвол судьбы. Большую надежду он возлагает на лицензирование, которое предусматривается в новом проекте. Нужны крепкая нормативная база, обученные кадры, единые правила и требования к местам захоронения.
По поводу кремации у директора есть своё мнение:
— Я считаю, что правильнее будет не возводить крематорий в каждом областном центре, а объединиться, например, Брянску, Калуге, Липецку и Орлу. Ведь это очень дорогое строительство.
В последний путь
Я решила обратиться к священнослужителям, чтобы выяснить, как относится к кремации православная церковь.
— Тело — это сосуд духа святого, и обращение к нему должно быть соответствующее, — говорит отец Андрей, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла.
— Сжигание — это традиции на западный манер.
В России столько пустующей земли, что уж для кладбищ хватит. Мы имеем возможность достойно проводить человека в последний путь и предать земле. Тем не менее, если человека кремировали, церковь также совершает обряд отпевания, человека поминают, молятся за его душу, то есть православная церковь не отказывается от него. Но серьёзной необходимости в крематориях я не вижу.
Когда новый закон вступит в силу, пока неизвестно. Сейчас он отправлен на доработку в Минстрой РФ, а весной должен попасть в Госдуму. Если в него будут внесены изменения о лицензировании, о единых стандартах, то это поможет упорядочить похоронную деятельность в России.