Минстрой России разработал проект данного федерального закона в соответствии с поручением заместителя председателя правительства Российской Федерации Дмитрия Козака от 5 августа 2014 года. От имени Минстроя перед участниками форума выступила начальник отдела ТБО и услуг в сфере похоронного дела Маргарита Осипова, которая подчеркнула существующие в отрасли проблемы, в частности, устаревшее правовое регулирование, не позволяющее обеспечить предоставление качественных услуг в этой области для всех граждан и защитить их права и интересы. Среди основных нововведений, предлагаемых законопроектом, — лицензирование отдельных видов деятельности по оказанию ритуальных услуг. Этот механизм, как полагают разработчики, сможет оградить социально значимый сегмент от попадания на рынок недобросовестных коммерсантов и защитит интересы потребителей.
В частности, лицензирование может быть введено в отношении таких услуг, как прием заказа, заключение договора на организацию похорон и сопровождение похорон; подготовка и проведение обряда прощания; захоронение, эксгумация и перезахоронение останков и других.
Планируется, что лицензирование будут осуществлять органы исполнительной власти субъектов РФ на основании решения лицензионной комиссии, в которую обязательно будут входить представители общественных объединений и иных некоммерческих организаций в сфере похоронного дела. Также, согласно проекту закона, предлагается установить ответственность должностных и юридических лиц за правонарушения в сфере похоронного дела путем внесения соответствующих изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Например, сотрудников медучреждений и полиции смогут привлечь к административной ответственности за незаконную передачу данных о смерти лиц ритуальным агентам. Именно с этого, как считают многие эксперты, начинается цепочка злоупотреблений в похоронной сфере.
Еще одним принципиальным новшеством законопроекта является закрепление общих для всей России принципов деятельности похоронной отрасли, правил и требований к оказанию ритуальных услуг, порядку погребения, созданию и содержанию объектов похоронного назначения, порядку признания мест захоронений брошенными. При этом планируется, что основные правила оказания ритуальных услуг и требования к содержанию объектов похоронного назначения будут утверждаться на федеральном уровне, а дополнительные — на уровне субъектов РФ. Кроме того, на уровень субъектов РФ переводится ряд вопросов, находившихся ранее в ведении органов местного самоуправления, таких, как создание кладбищ, организация похоронного дела и других.
Наконец, законопроект предполагает возможность создания частных крематориев и колумбариев, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Планируемые нововведения были в целом положительно приняты представителями организаций похоронной отрасли, однако, как отметили специалисты, и в первую очередь представители Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС), само по себе лицензирование — не панацея от попадания в отрасль случайных людей и недобросовестных коммерсантов. Зачастую все заканчивается приобретением лицензии «за взятку». Рынок может и должен отрегулировать себя сам путем создания саморегулируемых организаций (СРО) и усилением роли общественных организаций и профессиональных союзов.
В итоге, как отметили эксперты, рациональные положения есть и в законопроекте Минстроя, и в предложениях ФАС, поэтому логично было бы объединить две позиции, взять лучшее и на основе этого создать общий закон, отражающий основные тенденции рынка похоронных услуг и способствующий задаче наиболее полно защитить права и интересы граждан.