Эта тема тянется с 2011 года – именно тогда на одном из самых известных в Екатеринбурге погостов, где хоронили героев войны, началась электронная регистрация могил. Е1.RU решил выяснить у администрации кладбища, что удалось сделать почти за три года и за какие услуги платят родственники усопших.
Электронное кладбище выглядит так: таблица, в ячейках которой указаны фамилия, имя и отчество, даты рождения и смерти, имена и контакты родственников, которые ухаживают за могилой. Здесь же – сектор кладбища, где расположено захоронение, его GPS-координаты и небольшая фотография могилы.
Александр Васильев, сотрудник Широкореченского мемориального комплекса, который занимается регистрацией, показывает, как работает программа, написанная специально для кладбища.
- Можно задавать разные параметры поиска – например, годы смерти. Какие задать?
- Ну, семидесятые, - говорим наугад.
Система выдаёт список с тысячами фамилий: номер сектора, не говоря уже о каких-то дополнительных сведениях, есть далеко не везде.
- Вы же понимаете, какие люди работали в ЗАГСе, а какие – на кладбище.
- Какие?
- Честно сказать? Ну, сильно пьющие… Или те, кто вышел из тюрьмы. Таких много было. Амбарные книги велись как попало – многие сведения просто не заносились. Сейчас, конечно, не так.
Мы делаем выборку для девяностых годов: здесь, и правда, с информацией получше – сектора, даты рождения и смерти – если не в каждой позиции, то в большинстве всё-таки присутствуют.
- Можно посмотреть, к примеру, по возрасту – сколько лет было людям на момент смерти.
Больше всего система выдаёт новорожденных - умерших в возрасте "0".
- И у них больше всего заброшенных могил, - комментирует Александр. - Когда умирает младенец, многие сознательно хотят об этом забыть.
Сегодня в электронной базе больше десяти тысяч позиций. Это результат работы за 2,5 года. Предстоит занести ещё порядка 40 тысяч захоронений - работы ещё лет на пять, не меньше. В администрации кладбища утверждают, что это, по сути, ноу-хау Широкореченского.
Вся работа проводится на благотворительные средства – пожертвования горожан.
- Сама по себе регистрация бесплатна, - поясняет Александр Васильев. – К нам обращаются родственники, приносят свидетельства о смерти, мы сверяем информацию с амбарной книгой и заносим сведения в базу. Но если человек готов внести некую сумму в качестве пожертвования, мы делаем информацию более полной – уточняем GPS-координаты, делаем фотографию, дополняем базу контактами родственников, которые ухаживают за захоронениями. И это уже никуда не пропадёт, останется будущим поколениям, у которых не будет проблем с поиском могил. Сейчас это часто случается: приезжают родственники откуда-нибудь издалека, даже из-за границы, разыскивают могилы. Здесь же захоронения начались в годы войны, когда на Урале проживало много эвакуированных. По старым амбарным книгам мы можем восстановить только сектор, где человек был похоронен. И если надписи на надгробиях стёрлись, то найти бывает очень сложно. Таких могил много: просто крест и всё.
- Пожертвования добровольные? Откуда такая сумма тогда – 3 000 рублей?
- Вы же понимаете, люди бывают всякие: если совсем не оговаривать сумму, кто-то будет считать, что достаточно 100 рублей заплатить. Поэтому мы просто рекомендуем. Эти деньги идут не только на электронный каталог, а в целом - на развитие кладбища, мемориального комплекса. Мы большую работу провели за это время. Разгребли старые свалки, расчистили захоронения. Это делается для того, чтобы кладбище привести в приличный вид, ради памяти предков. Здесь же много известных людей похоронено – героев Великой Отечественной войны, деятелей культуры, тех, кто развивал город. Здесь, например, мама Наины Ельциной похоронена и несколько родственников Бориса Николаевича. Наина Иосифовна тоже пожертвовала сумму в наш благотворительный фонд.
Широкореченское славится ещё и тем, что здесь в девяностые хоронили криминальных авторитетов. Их могилы – с пафосными надгробиями – сразу выделяются среди потёртых памятников и крестиков.
- Это тоже часть истории, - говорит Александр. – Но вообще людей, которые платят, намного меньше – 1 118 человек пока всего. Кстати, благодаря этой работе, нам удалось даже свести нескольких людей. Они искали могилу родных и заодно решили узнать про знакомых, с которыми когда-то жили рядом. Мы отыскали в базе этих знакомых, посмотрели, кто ухаживает за могилами: оказалось, что это друзья детства тех людей, которые к нам обратились – они вместе выросли в одном дворе, а потом жизнь их раскидала. Мы смогли их связать. Ещё одна подобная история была, когда люди нашли своих же дальних родственников.
Сейчас Широкореченское закрыто для массовых, но доступно для родственных захоронений. Кроме того, здесь ещё хоронят видных общественных деятелей, героев, народных артистов.
В муниципальном "Комбинате спецобслуживания" говорят, что опыт Широкореченского по созданию электронной базы, конечно, интересен, но пока на других погостах его не внедряют .
- Удобнее, когда все бумажные архивы переведены в электронный вид, - рассказал директор комбината Александр Котельников – Но это большая работа, для этого нужно финансирование – амбарные книги у нас с сороковых годов, а вести электронную регистрацию начали недавно. На Широкореченском это делают на свои средства, то есть на пожертвования граждан в благотворительный фонд, это инициатива их администрации. Перенимать этот опыт другие кладбища пока не собираются.