Владимир Святославич, известный тем, что в его правление произошло Крещение Руси, родился около 960 года. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах).
Стал новгородским князем в 970 году, захватил киевский престол в 978 году. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий.
Начало его правления отмечено попыткой навести порядок в языческом пантеоне. Он понимал, что религия — это инструмент политики. Придя к власти после изгнания Ярополка, Владимир первым делом воздвиг идолов, представлявших собой пантеон языческих богов, и ввел человеческие жертвоприношения. Но вскоре осознал, что язычество государственным целям не отвечает, и приспособить его к ним не представляется возможным.
Встал вопрос о выборе новой религии. Иудаизм был отвергнут как малоэффективный вариант, который не помог его носителям сберечь свои же земли. К католичеству, подчинявшемуся власти папы, великий князь питал особенную неприязнь, ему хотелось быть хозяином в собственной стране. Владимир склонялся к исламу, который приветствовал войны против иноверцев и разрешал многоженство, но запрет на спиртные напитки и свинину оказался непреодолимой преградой.
Единственным вариантом оставалось православие. Во-первых, князь получал статус богоизбранного правителя, во-вторых, это позволяло сблизиться с Византией, в ту пору считавшейся самой просвещенной страной. Приняв решение, Владимир крестился и взял себе в жены византийскую царевну.
Правление Владимира тесно связано с распространением грамотности на Руси. Учителями выступали болгары, такие как Константин и Мефодий. Но вскоре появились и свои мастера слова – писатели и ученые, такие как митрополит Илларион.
В последние годы жизни Владимир, вероятно, собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису. Во всяком случае, именно Борису он доверил свою дружину. Двое старших из остававшихся в живых сыновей — Святополк туровский и Ярослав новгородский — почти одновременно восстали против отца в 1014 году. Поэтому, когда Владимир скончался от болезни в загородной резиденции Берестове 15 июля (по старому стилю) 1015, окружающие скрыли его смерть. Дело в том, что Святополк находился в Киеве: он не должен был узнать об этом раньше горожан, иначе попытался бы узурпировать власть. Тело князя, обернутое ковром, тайно вывезли ночью на санях и привезли в Киевскую Десятинную церквь, где он и был похоронен; мраморные саркофаги Владимира и его жены стояли посредине храма. Десятинная церковь разрушена монголами в 1240 году.
В 1632—36 гг. в Киеве при разборе руин были обнаружены старые саркофаги, принятые митрополитом Петром Могилой за погребения Владимира и Анны, а затем после извлечения останков закопаны вновь. Идентификация гробницы (или гробниц) была произведена по надписи, которая однако явно позднего происхождения и содержит фактические противоречия (датировка от Рождества Христова и т. п.). Место погребения было заново раскопано Н. Е. Ефимовым в 1826, действительно были найдены саркофаги, но не соответствующие описанию XVII века.
Останки (мощи), извлечённые из захоронения, были розданы в киевские и московский соборы и к настоящему времени оказались утрачены. Современные исследователи сомневаются в том, что это действительно были раки Владимира и Анны.
Был прославлен в лике святых как равноапостольный; день его памяти в русском православии празднуется 28 июля, поэтому и датой кончины Владимира считается 28 июля. С 2010 года этот день празднуется в России как новая памятная дата — День Крещения Руси.
Стал новгородским князем в 970 году, захватил киевский престол в 978 году. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий.
Начало его правления отмечено попыткой навести порядок в языческом пантеоне. Он понимал, что религия — это инструмент политики. Придя к власти после изгнания Ярополка, Владимир первым делом воздвиг идолов, представлявших собой пантеон языческих богов, и ввел человеческие жертвоприношения. Но вскоре осознал, что язычество государственным целям не отвечает, и приспособить его к ним не представляется возможным.
Встал вопрос о выборе новой религии. Иудаизм был отвергнут как малоэффективный вариант, который не помог его носителям сберечь свои же земли. К католичеству, подчинявшемуся власти папы, великий князь питал особенную неприязнь, ему хотелось быть хозяином в собственной стране. Владимир склонялся к исламу, который приветствовал войны против иноверцев и разрешал многоженство, но запрет на спиртные напитки и свинину оказался непреодолимой преградой.
Единственным вариантом оставалось православие. Во-первых, князь получал статус богоизбранного правителя, во-вторых, это позволяло сблизиться с Византией, в ту пору считавшейся самой просвещенной страной. Приняв решение, Владимир крестился и взял себе в жены византийскую царевну.
Правление Владимира тесно связано с распространением грамотности на Руси. Учителями выступали болгары, такие как Константин и Мефодий. Но вскоре появились и свои мастера слова – писатели и ученые, такие как митрополит Илларион.
В последние годы жизни Владимир, вероятно, собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису. Во всяком случае, именно Борису он доверил свою дружину. Двое старших из остававшихся в живых сыновей — Святополк туровский и Ярослав новгородский — почти одновременно восстали против отца в 1014 году. Поэтому, когда Владимир скончался от болезни в загородной резиденции Берестове 15 июля (по старому стилю) 1015, окружающие скрыли его смерть. Дело в том, что Святополк находился в Киеве: он не должен был узнать об этом раньше горожан, иначе попытался бы узурпировать власть. Тело князя, обернутое ковром, тайно вывезли ночью на санях и привезли в Киевскую Десятинную церквь, где он и был похоронен; мраморные саркофаги Владимира и его жены стояли посредине храма. Десятинная церковь разрушена монголами в 1240 году.
В 1632—36 гг. в Киеве при разборе руин были обнаружены старые саркофаги, принятые митрополитом Петром Могилой за погребения Владимира и Анны, а затем после извлечения останков закопаны вновь. Идентификация гробницы (или гробниц) была произведена по надписи, которая однако явно позднего происхождения и содержит фактические противоречия (датировка от Рождества Христова и т. п.). Место погребения было заново раскопано Н. Е. Ефимовым в 1826, действительно были найдены саркофаги, но не соответствующие описанию XVII века.
Останки (мощи), извлечённые из захоронения, были розданы в киевские и московский соборы и к настоящему времени оказались утрачены. Современные исследователи сомневаются в том, что это действительно были раки Владимира и Анны.
Был прославлен в лике святых как равноапостольный; день его памяти в русском православии празднуется 28 июля, поэтому и датой кончины Владимира считается 28 июля. С 2010 года этот день празднуется в России как новая памятная дата — День Крещения Руси.