В списках значатся только фамилии военнослужащих, причем некоторые из них до сих пор числятся пропавшими без вести. Гражданских лиц в нем нет. До настоящего времени данные о жертвах конфликта с Арменией официальный Баку предпочитал не разглашать, однако эта информация, безусловно, была собрана и систематизирована уже давно, поскольку ветеранам карабахской войны и семьям шехидов выплачивались компенсации.
Разыскать в открытых источниках точное число погибших и их фамилии раньше не представлялось возможным. Разнились цифры и в заявлениях первых лиц государства — некоторые из них приведены на сайте «Карабах в документах». Так, 27 октября 1993 года занимавший тогда пост президента страны Гейдар Алиев на встрече в Баку с президентом Ирана Хашеми Рафсанджани заявил, что Азербайджан в карабахской войне потерял 11 тысяч убитыми и 25 тысяч ранеными. Спустя неделю, выступая по местному телевидению, глава республики сообщил о 16 тысячах убитых и 22 тысячах раненых. Эти же цифры привел посол Азербайджана в США Хафиз Пашаев. 24 декабря 1993 года на заседании глав государств СНГ в Ашхабаде Алиев сказал, что за годы конфликта с Арменией погибли 18 тысяч азербайджанцев и около 50 тысяч получили ранения. В ходе официальных встреч в мае-июне 1994 года президент довел количество погибших в войне азербайджанцев до 21 тысячи.
В составе Азербайджанской ССР Нагорный Карабах имел статус автономной области. В декабре 1989 года Верховный совет Армянской ССР и областной совет Нагорного Карабаха приняли совместную резолюцию «О воссоединении» данного региона с Арменией. Спустя два года в области был проведен референдум, большинство участников которого высказалось за независимость от Азербайджана, после чего и начался вооруженный конфликт. К его началу ВС Азербайджана значительно превосходили армии Армении и НКР как по численности, так и по техническому оснащению. Несмотря на это, в результате войны Баку утратил контроль над добивавшимся независимости регионом и — полностью или частично — семью прилегающими к нему районами. В ходе вооруженного конфликта Армения признала потерю 52 танков Т-72, 54 БМП, 40 БТР, шести орудий и минометов. Азербайджан, по неофициальным данным, потерял 186 танков (Т-72 и Т-55), 111 БМП, восемь БТР, семь самоходных артиллерийских установок, 47 орудий и минометов, не менее семи вертолетов и около 11 самолетов. Потери гражданского населения в Нагорном Карабахе (армян) в результате обстрелов и бомбежек составили чуть более тысячи человек. По поводу погибших азербайджанцев данных нет. Беженцами и переселенцами с обеих сторон стали более полумиллиона человек.
По всей видимости, тогдашний азербайджанский лидер суммировал потери военных и гражданского населения. Этим может объясняться такая большая «погрешность» в цифрах, приведенных его сыном, действующим президентом республики Ильхамом Алиевым в 2011 году в интервью телеканалу «Аль-Джазира». Отвечая на вопрос корреспондента о числе погибших в карабахской войне, Ильхам Алиев сказал: «Существуют различные цифры, но, конечно же, во время боевых действий были потери. Во время войны от нас погибли и пропали без вести 12-15 тысяч человек. Какие потери понесли армяне, лучше знают сами армяне».
Справедливости ради стоит отметить, что армяне обнародовали список погибших с их стороны военнослужащих еще десять лет назад. Перечень из шести тысяч фамилий, включающих потери собственно Армении и Нагорного Карабаха, появился в марте 2004 года в центральных газетах республики на армянском и русском языках. Была также издана энциклопедия «Арцахская война: 1988-1994» (Арцах — армянское название Карабаха), где давались подробные сведения о жертвах конфликта.
Более-менее полную статистику по погибшим азербайджанцам можно было найти в работах кандидата исторических наук Арифа Юнусова (результаты его подсчетов, кстати, наиболее близки к озвученным на днях официальным данным). Согласно его исследованиям, во время активных боевых действий в 1992-1994 годах погибли 11 тысяч местных жителей, еще пять тысяч были объявлены пропавшими без вести. Наибольшие потери обе стороны понесли в 1992 году, во время массированного применения бронемашин, авиации и артиллерии. Отдельно автор упоминает о захвате в том же году армянскими формированиями города Ходжалы, в ходе которого погибли 613 человек, в том числе мирные граждане. Среди наиболее кровопролитных сражений стоит также вспомнить о развернувшихся в 1993 году боях за Агдам и битву за Омарский перевал, которая велась на высотах 2500 — 3500 метров над уровнем моря. Азербайджанцы тогда потеряли несколько тысяч человек, причем сотни из них, как пишет эксперт Центра Карнеги по вопросам Южного Кавказа Томас де Ваал, погибли от переохлаждения или пропали без вести.
Отсутствие точных цифр и постоянное жонглирование ими местных политиков органично вплеталось в пропагандистскую кампанию, которая сопровождала войну и создавала образ жестокого внешнего врага. Какими именно причинами руководствовался Баку, отложив на 20 лет официальное обнародование списков погибших, пока неясно.
О том, что местные чиновники готовят перечень к публикации, стало известно в апреле прошлого года. Спустя несколько месяцев источник АПА в военном ведомстве пояснил, что список шехидов у азербайджанских властей к тому времени уже был, однако его решили пересмотреть «из-за большого количества случайных людей». По его словам, речь шла о солдатах, погибших вдали от линии фронта или в результате несчастных случаев, а также о гражданских лицах, вообще не участвовавших в боевых операциях. «Данные факты дают основания утверждать, что потери азербайджанской стороны в карабахской войне на самом деле меньше, чем указывалось ранее», — резюмировал собеседник агентства.
Скольких шехидов в итоге вычеркнули из списков, неизвестно. По всей видимости, речь идет о нескольких тысячах человек. Такой вывод можно сделать из недавнего заявления главы комитета по социальной политике парламента Хады Раджабли, который сказал, что в Азербайджане сейчас живут примерно 13,7 тысячи семей шехидов. Они пользуются различными льготами, а также ежемесячно получают назначенную президентом пенсию (с 1 сентября 2013 года ее размер составляет 200 манатов, то есть около 8,5 тысячи рублей). Вероятно, некоторые из этих семей (чьи родственники погибли не в боях) в ближайшее время лишатся положенных выплат.
Закономерно возникает вопрос о том, как «случайные люди» попали в число погибших на войне. По всей видимости, здесь могла произойти та же история, что и со списками ветеранов Карабаха — власти республики уточняли их несколько раз, сократив в итоге до 76 тысяч, и, кажется, не собираются останавливаться на достигнутом. Еще в 2007 году глава «Объединения ветеранов азербайджанской отечественной войны» Физули Рзагулиев заявлял о коррупции при выдаче ветеранских книжек. «В военкоматах, полицейских отделениях мы столкнулись с сотнями подобных случаев. Устанавливают таксу: если воевал, заплати 150 долларов, если нет — 500 долларов», — рассказывал он.
Кроме того, не совсем ясна процедура присвоения почетного статуса. «Сегодня у нас есть ветераны, которые с оружием в руках воевали пять лет (...) Наряду с этим имеется сотрудник полиции, совершивший недельную командировку. Когда этому полицейскому говорят: "Ты не ветеран", — он отвечает: "Я тоже мог умереть". В его словах есть основания», — рассуждал по этому поводу глава парламентского комитета Хады Раджабли.
Как решить вопрос со статусом ветеранов, в республике пока не знают. Как сказал Раджабли, возможно, в дальнейшем придумают некую классификацию ветеранов и исходя из этого будут определять, кому из них необходимы льготы. Между тем местные жители требуют от властей принять какие-то решения уже сейчас, утверждая, что те не исполняют взятых на себя обязательств, задерживают выплату пособий и срывают социальные программы (с такими претензиями выступают и ветераны, и семьи шехидов). Страсти накалились около двух недель назад, когда инвалид второй группы, участник военного конфликта в Нагорном Карабахе Заур Гасанов поджег себя перед зданием Конфедерации профсоюзов Азербайджана (КПА) в центре Баку. По данным журналистов, ветеран пошел на это, после того как власти снесли принадлежавшее ему кафе и он лишился единственного источника дохода. Сотрудникам полиции удалось потушить огонь, однако Гасанов позднее скончался в больнице.
Вероятнее всего, решение обнародовать список погибших в Карабахской войне призвано показать населению, что власти готовы наконец навести порядок с выплатами пособий и закрепить статус павших воинов. О том, насколько реальны приведенные цифры, споры будут вестись еще долго. Армянские СМИ уже заявили, что количество жертв значительно занижено.