В ходе акции "Ночь в музее" Новосибирский музей мировой мемориальной культуры посетило более двух тысяч человек

21.05.2013

В ходе всемирной акции «Ночь в музее» Новосибирский музей мировой мемориальной культуры посетило более двух тысяч человек.

Акция «Ночь в музее» уже традиционна для российской музейной индустрии. В Новосибирске одной из её аншлаговых точек стал Музей мировой мемориальной культуры, который горожане упрощенно именуют Музеем смерти. Музей, посвященный материальным аспектам погребальных культур разных эпох и этносов, располагает еще и огромной коллекцией предметов, в которых смерть трактуется как художественный, формообразующий фактор – картин, бижутерии, галантереи, канцелярских и кондитерских изделий.

Экспозиция «Танго со смертью», созданная к Международной музейной ночи во втором корпусе музея была посвящена именно этой теме – контакту мира живых и мира мёртвых. Эзотерическую сторону процесса олицетворяли реальные атрибуты африканских шаманов – маски и талисманы, предназначенные для взаимодействия с предками, предметные цитаты из древнеегипетской культуры и артефакты Дня мертвых – специфического мексиканского праздника, родившегося из крутого замеса католического мистицизма и индейского культа мертвых. Бытовая же сторона олицетворялась огромной экспозицией предметов, созданных для использования в повседневной жизни – дизайнерской одежды, интерьерного декора, канцелярии и даже детских игрушек.

Уровень освоения темы смерти в зарубежной материальной культуре варьируется от высокого концептуального искусства до китча. Потому на выставке соседствовали предметы многотысячной ценности, защищенные специальной страховкой и тиражные безделушки, созданные на забаву детям и подросткам. Но противоречия в этом соседстве не было: китчевые вещи тоже многозначительно говорили о нюансах восприятия смерти в разных странах. Американские детские куклы, изображающие злобных мертвецов (в товарной упаковке в виде гробиков), мексиканские сладости в виде черепов и скелетиков, английские молодежные рюкзачки, имитирующие гроб – все это не менее необычно для российского зрителя, чем погребальные ритуалы далекой древности или туземных островов.

Неудивительно, что значительную часть публики составили студенты художественных вузов. Они изъявляли к представленным вещам вполне жизнерадостный профессиональный интерес, без всякого страха и смущения. К слову, для бесстрашных были предусмотрены и ироничные аттракционы – сеанс «мортального» боди-арта, фотографирование на старинных погребальных дрогах и просмотр картины «Лифт на тот свет». Картина эта, в отличие от других живописных работ располагалась не на стене, а на стенке. На стенке могилы-муляжа. Куда зрителю предлагалось спускаться в гробу, установленному на могильный лифт – специальную систему из опорной рамы и ременных блоков. Сия волнующая процедура оказалась хитом и к могиле быстро выстроилась очередь.   А сладости в виде черепов были съедены за первых час акции.

Впрочем, баланс забавного и поучительного на  музейной ночи сложился органично.

В экскурсионную программу входила и основная, сугубо серьёзная экспозиция Музея мемориальной культуры и, собственно, крематорий.  За время акции по комплексу прошло 60 экскурсий, 2.200 зрителей.

Интерес был стол большим, что публика уже уговорила руководство музея провести вторую музейную ночь в июне этого же года, не дожидаясь общей, международной.

«Зрительский азарт оказался даже больше наших собственных ожиданий – резюмировал директор Музея мировой мемориальной культуры Сергей Якушин. – Радует и то, что публика правильно восприняла базовое послание экспозиции. Мы хотели показать разнообразие эстетического осмысления смерти в современной культуре. Рефлексия эта порой иронична, порой гротескна и даже умилительна. Но, тем не менее, погружение в эту тему не нацелено на воспитание беспечности и панибратства со смертью. Все это, так сказать, яркие блики серьезного».


Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика