"Смерть: автопортрет" - эксклюзив от Ричарда Харриса

10.04.2013

Главная выставка зимней Приветственной коллекции, «Смерть: автопортрет» демонстрирует около 300 работ из уникальной коллекции, посвященной иконографии смерти и наше сложное и противоречивое отношение к ней. Собранная Ричардом Харрисом, бывшим торговцем антикварной гравюрой из Чикаго, коллекция эффектна в своем многообразии, в нее входят произведения искусства, исторические артефакты, анатомические иллюстрации со всего мира.

На редких гравюрах Рембрандта, Дюрера и Гойи вы увидите анатомические иллюстрации, изображения военных искусств и метаморфические антикварные открытки; человеческие останки соседствуют с суетой картин Ренессанса и инсталляцией празднования Дня Мертвых в Мексике из глубины двадцатого столетия. Уникальная, единственная в своем роде коллекция, начиная от черепов древних инков до поразительных канделябров, изготовленных из 3000 костей, отлитых из гипса британским художником Джоди Керри, вызывает то волнение и тревогу, то страх и смирение и расширяет наше сознание, в котором жизнь и смерть гармонично дополняют друг друга.

В пяти тематических залах выставки исследуется возрастающее значение темы смерти человеческого тела в искусстве. Созерцая смерть в произведениях искусства, невольно задумываешься о собственной смерти, вспоминая экранное memento mori, пришедшее из глубины веков и произведения Уорхола, ван Утрехта и Мэплторпа, изысканные миниатюры нэцкэ из фарфора, бронзы, слоновой кости и черепа.

Танец смерти фокусируется на нивелировании универсальности смерти, начиная с иконографии средневековой «Пляски смерти», возникшей в условиях войны, голода и чумы и заканчивая изображением двух танцующих скелетов Читипати.

Смерть появляется в разных обличьях: торжествуя, во главе процессии, в виде милого скелета, играющего на скрипке, как друг, враг и любовник, размахивающий косой в толпе на гравюре конца века Джеймса Энзора, или в виде скелета, печально сидящего на столе на современной скульптуре утонченной Джун Лиф. Насильственная смерть представлена тремя основными группами работ: Жака Калло «Несчастья и страдания войны» (1633), Франсиско Гойи «Бедствия войны» (1810 – 1820, опубликована в 1863) и Отто Дикса «Война» (1924) – убедительная демонстрация хаоса, жестокости, и, что самое волнующее, эстетической красоты.

В другом зале смерть представлена в промышленных масштабах, словно спрашивая, как нам реагировать на искусство, свидетельствующее о жестокости и ужасах. Эрос и Танатос представлены в работах, показывающих наше стремление достигнуть внешней границы жизни и смерти, сексуальности и боли: чувственные обнаженные тела предстают рядом с трупами, смерть разрывает объятия любовников, гордые прозекторы позируют на фоне лишенного кожи трупа, влюбленные пары превращаются в ухмыляющиеся черепа – все наполнено нездоровым возбуждением от предчувствия смерти.

Современные произведения, такие как работа Джона Айзека «Ты все еще злишься на меня?» (2001) представлены в одной экспозиции с анатомическими гравюрами 16 века Бартоломео Евстафия – «…Словно секционный нож делает надрез вдоль линии страсти, смерти и знания».

Выставка начинается там, где заканчивается поминовение - обряд, исторически завершающий ритуалы, связанные со смертью, погребением и трауром. Тихоокеанский остров тау тау, корабли ацтеков доколумбовых времен, фотографии американцев, позирующих на фоне жутких декораций – все это излучает самое настоящее человеческое желание соединиться с нашими предками, чтобы очистить тело от греха, почувствовать связь с людьми из потустороннего мира.

Коллекция Ричарда Харриса – это кунсткамера сегодняшнего дня, полноцветная визуализация отношений человека и смерти, пропущенных через призму различных культур и духовных традиций. Эта коллекция выглядит автобиографичной, как история одного человека, но, заглянув в его мир, получаешь замечательную возможность изучить и расспросить свои собственные чувства о смерти.

Ричард Харрис: «Коллекция с самого начала планировалась к показу как публичная выставка, а не как вечеринка для узкого круга. Я надеялся построить работу так, чтобы хронологически точно и художественно отразить суть смерти через иконографию, обращаясь как к шедеврам искусства, так и к никому не известным работам. Я хочу, чтобы это было не просто собрание предметов на тему смерти, мое желание – визуально представить идею, более серьезно поговорить на тему смерти, ведь это неотъемлемая часть жизни нашего общества».

Кейт Форд, куратор выставки: «Замечательная коллекция Ричарда Харриса соединяет воедино экстраординарный подход и творческое начало, применимые к теме смерти. Выставочные артефакты соединяют мир живых с миром мертвых на фоне памяти с одной стороны и смерти - с другой. Выставка – это предмет интереса и для пытливого ума коллектора, и для увлеченного темой смерти обывателя, она предоставляет возможность увидеть, как многолик образ смерти».

По материалам сайта www.wellcomecollection.org     
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика