Люди предпочитают жить так, будто смерти нет. Якушину (в прошлом успешный журналист, переводчик и организатор конференций) пришлось ступить одной ногой в могилу, прежде чем он решил заняться похоронной тематикой. Несколько лет назад у него обнаружили рак, врачи предрекали всего несколько лет жизни. Предприниматель на свои деньги начал обустраивать крематорий. Музей стал логичным продолжением его задумки.
Общая тема экспозиции — «Похоронные традиции XIX века». «Траурная комната в знатном доме с вдовой», «Бальзамирование в XIX веке», «Похоронная контора», «Фотомастерская в жанре post mortem» — такие сюжетные диорамы представлены сейчас в музее. Каждая инсталляция — отдельная история, проиллюстрированная предметами быта, одеждой, старинными документами, фотографиями, открытками, гравюрами и газетными вырезками.
Всего в музее представлено около 5 тыс. экспонатов. Коллекцию Якушин собирал в течение двадцати лет. Диагноз, неоднократно подтвержденный врачами лучших европейских больниц, оказался неточным. Предприниматель не только организовал работу музея, но даже иногда сам проводит экскурсии для посетителей.
«От действующих московских кладбищ меня с души воротит. Они похожи на кровоточащие куски вырванного по-живому мяса. Туда подъезжают автобусы с черными полосами по борту, там слишком тихо говорят и слишком громко плачут, а в крематорском конвейерном цехе четыре раза в час завывает хоральный прелюд, и казенная дама в траурном платье говорит поставленным голосом: «Подходим по одному, прощаемся», — пишет в своих «Кладбищенских историях» Борис Акунин. Новосибирский крематорий — полная противоположность этому.
Здание крематория выкрашено в жизнерадостный оранжевый цвет, в парке — скульптуры Христа и Будды, перед музеем — выставка похоронных средств передвижения, начиная от крестьянской повозки с гробом и до современного катафалка. В музее отмечают праздники и даже устраивают вечеринки.
«МН» поговорили с Татьяной Якушиной, директором новосибирского Музея мировой погребальной культуры.
— Расскажите о самом необычном прощании с умершим, которое проходило в новосибирском крематории?
— Для меня лично самыми необычными были проводы польского путешественника, который очень любил Россию, писал о ней книги, путешествовал по глубинке и умер от сердечной недостаточности в поезде на станции Тайга в Кемеровской области. Семья не могла прибыть на прощание, они приняли решение кремировать родственника в Новосибирске. Поскольку родственники разбросаны по всему свету, мы транслировали церемонию в интернете. Семья могла наблюдать за прощанием и как бы присутствовать. Сотрудники крематория пригласили католическую и польскую общины Новосибирска провести отпевание. Вот так незнакомые люди — русские и поляки — провожали в последний путь человека, искренне любившего Россию.
— Где Сергей Якушев собирал экспонаты для музея?
— Он собирал их по всему свету, покупал на блошиных рынках. Часть экспонатов приносят те, кто когда-то провожал здесь близких. Особенно трогательны истории, когда люди после смерти дорогого им человека приносят вещи как-то его характеризующие. Так у нас появляются персональные мемориалы. Когда люди приезжают в дни памяти в крематорий, спешат к этим мемориалам, подолгу задерживаются рядом с ними. В крематории многие колумбарные ниши тоже выглядят как мемориалы: через стеклянную дверцу видно урну с прахом, милые вещицы умершего, фотографии, лампады, иконки.
— Как реагируют жители Новосибирска на музей и крематорий?
— За всех жителей Новосибирска не скажу, могу поделиться только собственными наблюдениями. В музей приезжают по разным причинам: кто-то за эпатажем, кто-то из любопытства. Но почти все отмечают, что уходят из музея умиротворенными и с огромным желанием жить и любить. Ведь наш музей не о смерти, а о любви, верности, о том, как хранили память. Наш музей рассказывает о традициях как похоронных, так и мемориальных. Мы объясняем, откуда взялись обряды и традиции, которым мы сейчас не задумываясь следуем. А отношение к крематорию можно наблюдать в родительские дни, когда семьи, нередко с детьми, приезжают помянуть близких, остаются на панихиду, сидят в беседках, на скамейках под соснами, вспоминая о близких. И по колумбарным нишам: мать, похоронив сына, выкупает ячейку рядом с ним и оформляет прижизненный договор на кремацию.
Музеи погребальной культуры
Новосибирский музей мировой погребальной культуры входит в международную ассоциацию музеев смерти. Такие музеи существуют по всему миру, вот лишь некоторые из них:
Музей погребальной культуры Tot Zover («До скорого...»), Амстердам
Похоронный музей, Вена