В период между 1602 и 1652 годом в Ньюпорте заживо сожгли 15 ведьм и двух колдунов. Теперь в память о них – безвинных жертвах средневекового мракобесия – в городской мэрии установлена стела, на которой перечислены имена всех казненных. «От имени коммунального совета и населения Ньюпорта мы просим у всех у них прощения», – заявил в ходе траурной церемонии бургомистр Ролан Краббе.
Примеру бельгийского Ньюпорта последовали и в немецком Кельне. Там 28 июня текущего года муниципалитет по инициативе лютеранского пастора Хартмута Хегелера реабилитировал 34 ведьмы и 4-х колдунов, преданных костру или виселице в 1627 году.
Всего же в Европе за 250 лет «охоты на ведьм» было уничтожено более 200 тысяч человек, обвиненных в колдовстве (из них в Германии - от 25 до 30 тысяч). Сжигали и вешали в основном женщин, которых считали «возлюбленными Сатаны». Мужчин-колдунов было несоизмеримо меньше. Еще реже обвинения выдвигали против детей. Впрочем, когда в XVII веке «охота на ведьм» в Германии достигла своего апогея, в Бонне, к примеру, сжигали девочек 3-4-х лет и мальчиков 9–14-ти лет. В 1659 году в Бамберге сожгли 22 девочки в возрасте от 7 до 10-ти лет. Во время казни одни из них, лишившись рассудка, проклинали горевших рядом матерей за то, что те научили их колдовскому ремеслу. Другие же из последних сил твердили о своей невиновности. Но треск поленьев и улюлюканье толпы заглушали мольбы и крики несчастных…
Уже упомянутый пастор Хартмут Хегелер пытался инициировать процессы по реабилитации жертв средневековой инквизиции и в других городах Германии. Но, к своему изумлению, столкнулся с боязнью людей выдвигать требования об оправдании своих предков. «Кое-где, особенно в сельской местности, люди мне говорили, что слышали от бабушек рассказы о том, как Сатана и его сообщники вселялись в своих жертв, и те становились ведьмами. И люди в это до сих пор верят», – сокрушается пастор. «Ситуацию осложняет и то, – продолжает он, – что ряд современных историков полагают, что реабилитация казненных ведьм и колдунов сегодня не нужна, так как ни один современный человек не сомневается в невиновности осужденных за колдовство». По словам пастора, его самая большая мечта – отслужить в Кельнском соборе мессу по жертвам инквизиторов.