Культура
Как этот старинный ритуал прижился в современном мире?
На минувшей неделе в омском бизнес-инкубаторе прошёл семинар, посвящённый православным обрядам погребения, а также тому, как эти традиции преобразовались в современном мире. Мероприятие организовал «Омский парк памяти» при поддержке Омской епархии.
«Нет ничего правильного и нет ничего неправильного. Есть сложившиеся традиции и есть многовековой опыт церкви, так как это могло быть», — начал свою лекцию омский священник Илья Багаев.
По его словам, современные службы — это некий отголосок того, что было ещё сто лет назад. Однако, как заметила директор Музея мировой погребальной культуры Татьяна Якушина, по статистике в церковь россияне чаще всего обращаются, чтобы провести крещение. На втором месте — отпевание.
«Даже если человек не ходил в церковь, не был воцерковленным (речь об усопшем — Прим. Ред.), всё равно родные пока делают это (поминальные службы — Прим.Ред.) на всякий случай», — уточнила Татьяна Якушина.
Отец Илья рассказал, что по традиции погребальный обряд должен начинаться ещё в доме усопшего. При этом каждое действие, заметил он, наполнено символами и «на что-то намекает».
Так, раньше к приходу батюшки родные самостоятельно обмывали и обряжали усопшего. Затем необходимо было тело усопшего положить на украшенный стол Почему именно так? Дело в том, объяснил священник Илья Багаев, что омовение символизирует воскресение человека, чистоту и непорочность. А в лучшие одежды следует одевать потому, что погребальная служба считается у православных торжеством.
После первой заупокойной службы у гроба следует похоронная процессия. Однако в наши дни она заменяется похоронными эскортами. Так что родные, друзья и священник встречаются уже в самом храме.
В храме совершается последняя для усопшего служба на которой он будет присутствовать до момента погребения. Все молящиеся по обычаю держат в руках свечи, ставшие символом торжества.
К слову, последнее прощание с умершим раньше всегда проходило в храме, там же и запечатывали гроб. А вот сегодня этот трогательный момент погребения, по сложившейся уже советской традиции, переносится непосредственно на кладбище.
«Закопали, крест водрузили. А если крест обветшает, или памятник захотите поставить, то крест лучше прикопать в могильный холмик — выбрасывать его не нужно», — говорит священнослужитель.Следом — поминальная трапеза. Однако сейчас, объяснил отец Илья Багаев, этот момент искажен. Трапеза — это не про «накормить своих близких». Ведь лучше приготовленной едой помочь другим людям, которые, к примеру, вынуждены жить на улице, и попросить их помолиться за усопшего.
Многие забывают, что на столе обязательно должна быть кутья — это пшеница или рис, пропитанные мёдом. К слову, как объяснила Татьяна Якушина, традиция не класть вилки и ножи на поминальный стол пришла к нам с языческих времён.
«Вот когда территория нашей страны была языческой, поминки назывались словом «тризна», ещё в дохристианские времена. И на тризны было принято, чтобы приходили враждующие племена. И нельзя было приходить с оружием, до сих пор у нас традиция не выкладывать на поминальный стол вилки и ножи — режущие предметы», — объяснила Татьяна Якушина.
Специалист уверена, что похороны не обязательно должны следовать христианским канонам, главное — выразить любовь к умершему. К примеру, в её опыте проведения похорон была такая история: для тех, кто не смог приехать, организовали онлайн-трансляцию. Вместо молитв и торжественной музыки включили «Машину времени», которую любил слушать усопший.«Так получилось, что родственники и знакомые, которые смотрели это, потом сказали, что это была трогательная церемония, наверное, одна из лучших», — добавила Якушина.
Главное, чтобы родным было тепло, поскольку люди мучаются из-за смерти близкого, а поминальная церемония способна напомнить им о любви к этому человеку.
«У нас люди стали редко плакать на похоронах, сдерживаются, но эти эмоции нужны, чтобы человек выплеснул свою боль», — заключила Татьяна Якушина.
В Омском районе открылось новое кладбище. Наши корреспонденты выяснили, каким оно будет
12-kanal.ru


