Черепове́ц. Как было закрыто Богосло́вское кла́дбище

27.03.2022
Новости компаний похоронной отрасли
Старое богословское кладбище. Конец 1950-х гг. Все фото с сайта
https://35media.ru/paper--golos/2022/03/23/Kak-bilo-zakrito-bogoslovskoe-kladbishche?utm_source=yxne...

ОБЩЕСТВО

ИСТОРИЯ

Источник: Голос

О разрушенной церкви в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и существовавшем при ней кладбище в бывшем волостном селе Богослове (район пересечения улиц Краснодонцев и Олимпийской) писали не раз. У многих наших горожан там похоронены родственники, и память об этом еще жива.

По сведениям Череповецкой епархии, «богослужения в Богословской церкви прекратились самыми последними в Череповецком районе. По состоянию на 1 января 1938 года, на территории современного Череповецкого района службы совершались только в двух церквях: Ершовской (под Мяксой) и Богословской (под Череповцом). 2 декабря 1938 года вышло постановление Оргкомитета ВЦИК по Вологодской области о закрытии Богословского храма, которое было сразу обжаловано верующими.

16 января 1939 года ВЦИК принял окончательное решение: церковь закрыть, ее здание переоборудовать под школу. В результате в здании церкви устроили клуб. В 1970-е годы началась застройка зареченской части города Череповца, в зону которой попало село Богослово с Иоанно-Богословским храмом. Храм не вписался в план застройки и был снесен…»

А теперь о Богословском кладбище. Ровно 84 года назад, 6 февраля 1938 года, было проведено общее собрание членов колхоза «Просвет», на котором колхозники заслушали информацию о закрытии кладбища в селе Богослове. Собрание постановило (приводим текст полностью): «Заслушав доклад т. Симонова А. ввиду того, что в настоящее время существует поблизости одна церковь, поэтому все окружающее население и часть из города возят хоронить покойников к нам на кладбище с. Богослово, а в зимнее время могилы копают очень мелкие, и за этим никто не следит, и этим самым каждую весну вызывает сильную вонь, во избежание несоблюдения гигиены и санитарных правил кладбище закрыть и просить сельсовет отвести кладбище в другом месте, а бывшее кладбище в с. Богослово огородить.

Председатель собрания Лукин В.

Секретарь Гурина А.»

На выписке из постановления общего собрания, которое мы только что процитировали, от руки написано: «Старое кладбище закрыто, а вновь открыто на месте (неразборчиво). Подпись». (Череповецкий центр хранения документации, ф. 179, оп. 1, д. 24).

О закрытии кладбища ходатайствовала также сельскохозяйственная артель «Моряк» д. Ельнинское. Общее собрание артели 18 февраля 1938 г. постановило: «Закрыть очаг мракобесия, т. е. церковь, которая находится на территории нашего с/с, а имеющееся кладбище перенести на другое место, для чего поставить вопрос перед с/с…»

В другом документе — протоколе пленума Богословского сельсовета от 3 декабря 1938 года (ЧЦХД, ф. 179, оп. 1, д. 37) — читаем: «…приступить к оборудованию нового кладбища, выделить рабочую силу и обнести столбами и сделать забор — 6 — 7 декабря».

Таким образом, старое кладбище было закрыто, а новое устроено за железной дорогой (в настоящее время это городское кладбище № 2, которое старожилы Заречья по старинке называют богословским).

Только вот на месте ЧЕГО, как написано в резолюции, открыто новое? Прочитать не смог никто из числа тех, к кому я обращалась. А обратилась я прежде всего к известным мне старожилам села Богослова Евгению Гурину и Валерию Романову.

Евгений Гурин сообщил:

«К сожалению, я не могу разобрать, что это за слово, но написано с маленькой буквы, так что это не название какой-то местности. Знаю, что напротив кладбища, вдоль реки Ягорбы, располагалось воинское стрельбище. В 50-х годах там еще сохранялись окопы и много находили гильз и пуль — вымывало рекой. Но вот как называлось место, где кладбище, не припомню. Дальше за кладбищем, вдоль ж/д и до района станции Хемалда местность называлась Ольшина, а между ж/д и Ивачевским озером — Нивы. Такие огромные поляны. На Нивах были покосы и, помнится, стояли огромные стога и скирды. А вот район кладбища мне запомнился как кладбище и все… А дальше к Ягорбе, куда бегали купаться, — стрельбище.

Еще в этом районе и до Ивачева был выпас коров, а в полдень их собирали у реки и была дойка, приезжали доярки на лошадях, на телегах с бидонами. Через железную дорогу был оборудован переезд так же, как и сейчас, в районе ул. Безымянной. Рядом с переездом стояла будка обходчиков Пестовых. Раньше эти будки через 1 км стояли, дальше к Ивачеву — Форсовы, еще дальше Гусевы, а там уже и Хемалда.

Первыми захоронениями на новом кладбище считались захоронения «урюков» во время войны 1941–1945 годов. Так называли людей, прибывших для рытья окопов из Средней Азии. Неблагоприятный климат, условия пропитания и проживания не способствовали их здоровью, и вымирали они в большом количестве. Хоронили их в сидячем положении по мусульманским обычаям. Их закапывали — и все, даже холмик не оставляли. В послевоенные времена прямо на них стали хоронить и простых смертных, и, случалось, при рытье могил натыкались на сидячие скелеты. А «урюками» называли потому, что они приезжали с огромными мешками сухих абрикосов».

От себя хочется добавить, что на новом Богословском кладбище в 1946 году похоронен мой дед — Алексей Иванович Семенов из деревни Питино, участник Великой Отечественной войны.


Выписка из постановления общего собрания членов колхоза "Просвет" от 6 февраля 1938 г.



Выписка из постановления общего собрания членов колхоза «Просвет» от 6 февраля 1938 г.


Почему улица Безымянная, а не Богословская?

В сообществе «Череповецкий старожил» в социальной сети «ВКонтакте», основателем которого является Елена Булатова, публикация о богословском кладбище вышла 25 февраля. В одном из комментариев Наталья У. рассказала: «Мой папа Виктор Николаевич Седельников и его сестры Лидия, Наталья и брат Петр всю жизнь расплачивались за то, что были детьми священника. Дедушка служил в Богословской церкви. В 20-х годах его выслали на север из Омска. Вся семья последовала за ним. Они старались ничего не рассказывать нам, детям. Очень боялись. Одна моя тетя, Лидия, отсидела в тюрьме, а вторая тетя, Наташа, воевала с первых дней Великой Отечественной войны. До конца своей жизни тетя Наташа боялась и никому ничего о своей семье не рассказывала».

А еще в числе откликов к статье — отзыв Валерия Романова, уроженца села Богослово. Его внучка Дарья Снеговская, школьница, провела очень интересное исследование о селе, богословском (ныне втором) кладбище. В этом исследовании девочка приводит такой факт — на месте нынешнего села Богослово располагаются улицы Ельнинская, Олимпийская, Краснодонцев и Безымянная. Почему Безымянная? Почему на карте города не осталось напоминания о славной истории села с красивым названием Богослово.

Елена Булатова, писатель-краевед

35media.ru

                                                                                                


Некрополи Вологды/Старинные кладбища
https://vk.com/club99806701
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика