В Год Египта в России Эрмитаж открыл две выставки, посвященные загадкам и тайнам мумий

19.09.2021
Новости компаний похоронной отрасли
Создание мумий как бескомпромиссная борьба со смертью

Автор  Галина Артеменко

версия для печати

В Год Египта в России Эрмитаж открыл две выставки, посвященные загадкам и тайнам мумий.


Создание мумий как бескомпромиссная борьба со смертью


Фото: Олег Золото / MR7 - Все фото с сайта https://mr-7.ru/articles/235916/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=h...

Выставки «Мумия меняет имя» и «Египет в Эрмитаже. После мумий» открыты на первом этаже Зимнего дворца в залах № 86−87 и продлятся до 12 декабря.

На выставке «Мумия меняет имя» можно узнать о результатах компьютерно-томографического исследования одной из древнеегипетских мумий из эрмитажного собрания. 

В 2017 году музей вместе с врачами-клиницистами Медсанчасти № 122 им. Л. Соколова сделал сенсационное заявление: мумия жрицы Бабат оказалась не женской, а мужской. То есть в саркофаге Бабат лежало в пеленах мумифицированное мужское тело. Все это удалось узнать благодаря компьютерной томографии. Выяснилось, что мужчина умер в возрасте 35−40 лет от сосудистых нарушений, вызванных генетическим заболеванием — синдромом Марфана. Томография показала, что мужчина при жизни страдал артритом и болями в позвоночнике. А еще этот человек был кастрирован.

Ученые предположили, что запеленутое тело с высокой вероятностью принадлежит египтянину по имени Па-кеш, внутренний и наружный саркофаги которого хранятся в Эрмитаже. Па-кеш, судя по надписям на саркофаге, был начальником дворцовых привратников, то есть ему приходилось много двигаться, вообще быть на ногах, отсюда и артрит.

Конечно, о том, что это именно мумия Па-кеша, можно утверждать с оговоркой — «с большой долей вероятности», как говорят эрмитажники. Но все же, если это так, то как могли перепутать мумии и переложить из одного саркофага в другой?

Все дело в хранении. Когда саркофаги с мумиями поступили в Эрмитаж как дар петербургского купца — торговца древностями Анастаса Аверова, то запеленутые тела были вынуты и отправлены в Кунсткамеру — негоже в царском дворце хранить мертвецов. Воссоединились мумии и их вместилища только после революции. Вот, видимо, в это время и произошла путаница.

А в 1929 году в Эрмитажном театре одну из мумий решили потревожить — торжественно распеленать. Но дело оказалось долгим и скучным, как вспоминал позже тогда директор Эрмитажа Борис Пиотровский, так что снятие пелен завершили уже в рабочих помещениях музея.

С этической точки зрения, снятие с мумии покровов абсолютно недопустимо — таково мнение Андрея Большакова, одного из ведущих мировых египтологов, заведующего сектором Древнего Востока отдела Востока Эрмитажа, доктора исторических наук, куратора выставки «Мумия меняет имя». Ведь тело в пеленах было человеком со своими чувствами, страстями, болью и радостью.

— Распеленутая мумия — это принципиальнейшая ошибка, вот так должна выглядеть мумия — в пеленах, с фаянсовой сеткой, а то, что лежит у нас на постоянной экспозиции, — это, простите, мумифицированный труп, — говорит Андрей Большаков. — Вообще мумия должна лежать в саркофаге, ведь это не мертвое тело, а образ человека.

По словам исследователя, древняя египетская культура, мумифицируя людей, выводила смерть за пределы бытия, заменяя ее жизнью.

«Я пришел к тебе, я лечу твои болезни, связал я для тебя части тела твоего, вернул я для тебя части тела твои, собрал я вместе для тебя плоть твою, соединил я для тебя кости твои, сделал я для тебя так, что ты стала богом», — написано на внутреннем саркофаге Бабат.

— Да, они все становятся богами, не случайно у них маски золоченые, ведь золото — плоть богов, — говорит Андрей Большаков. — На самом деле это вот такая бескомпромиссная борьба со смертью, вся египетская практика, вся знаменитая «Книга мертвых» была направлена на то, чтобы смерть элиминировать (исключить — Прим. ред.), а оставить только жизнь. У египтян было представление о том, что можно при помощи изображений, соответствующих земной реальности, продолжить жизнь.

Большаков уверен, что египтология — скорее поэзия, нежели абсолютно логично выстроенная наука. Египтяне думали, что человек обладает множеством сущностей и каждая из них представляет человеческую индивидуальность целиком, а когда мумию пеленали, надевали на нее золотую маску и помещали в саркофаг, то тело превращалось в статую, связанную с визуальным образом человека, образом, который продолжает жить после смерти, превратившись в самостоятельное существо.

На второй выставке — «Египет в Эрмитаже. После мумий» — можно увидеть, как менялось искусство этой страны начиная с поздней античности и заканчивая поздним Средневековьем, когда на смену язычеству приходит сначала христианство, а затем — ислам.

12+

Фотографии смотрите по ссылке https://mr-7.ru/articles/235916/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=h...





Другие новости

В Зимнем дворце открыли две выставки из серии «Египет в Эрмитаже». Одна из них расскажет о мумии, которую ошибочно считали женской
https://paperpaper.ru/papernews/2021/9/15/v-zimnem-dvorce-otkryli-dve-vystavki-i/

Две выставки из серии "Египет в Эрмитаже" открыли в Зимнем дворце
https://smotrim.ru/article/2614113?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer...

Роковой час людиновской медицины: 62-летний инвалид умер после визита стоматолога не дождавшись скорой помощи
https://lydinovo.ru/posts/rokovoy-chas-lyudinovskoy-meditsiny-62-letniy-invalid-umer-posle-vizita-st...

В Днепре разрушили кладбище для домашних животных: части тел выглядывают из земли 
https://ria-m.tv/news/258482/v_dnepre_razrushili_kladbische_dlya_domashnih_jivotnyih_chasti_tel_vyig...

Дело о строительстве крематория под Самарой рассмотрят в суде
https://riafan.ru/region/sam/1522723-delo-o-stroitelstve-krematoriya-pod-samaroi-rassmotryat-v-sude

Покойников всё больше: мэрия Самары хочет купить 4,6 га земли для расширения кладбищ
https://samara.tsargrad.tv/news/pokojnikov-vsjo-bolshe-mjerija-samary-hochet-kupit-46-ga-zemli-dlja-...


Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+

Яндекс.Метрика