Все фото с сайта http://vr-gazeta.ru/v-nomer/raskhody-ne-prioritetnye-i-ne-obyazatelnye/
В выходные заехал на кладбище. Езжу сюда уже 18 лет. Раньше как-то выходило чаще, а теперь… Пару раз за год, всё недосуг. Мои похоронены на Новом, раньше его ещё именовали Новогражданским. В общем, на одном из тех, что открыли в XX веке, и теперь, хоть новым фактически его и не назовёшь, но и старым тоже. Есть в Рязани куда более старые и куда менее ухоженные. Впрочем, и на Новом в плане благоустройства ничего-то не меняется за эти 18 лет. Муниципальное кладбище будто застряло во времени…
По дороге к кладбищу появилась пара новых коробок ритуальных фирм с частоколами венков и памятников на продажу. На территории – прибавилась пара контейнеров для мусора и один бак для технической воды. Вода, правда, всё равно чаще наличествует только в одном баке из двух.
На табличке с цифрой кладбищенского квартала краской обновили слово «квартал». Цифру обновить забыли.
Но разбитые дороги – в точности такие же, какими были и в ноябре 2001-го, когда вместе с матерью мы ехали сюда хоронить старшего брата. Какими они были и в марте 2015-го, когда я ехал сюда хоронить мать.
Все 18 лет срезаны провода с опор освещения. Бетонные столбы возвышаются над пейзажем мрачно и бессмысленно.
Ресурсы не исчерпаны
Все эти свои невесёлые наблюдения я бы вряд ли счёл нужным выносить на публику. Но почему-то именно в этот раз, на наглядных, как говорится, примерах, мне стал предельно ясен смысл ответа на вопрос о развитии городских кладбищ, который ещё некоторое время назад дала «Вечёрке» администрация города. Формулировка была следующей: «Развитие кладбищенских территорий закладывается в проект бюджета города Рязани на плановый период, исходя из потребности в землях кладбищ для предоставления новых мест.»
Перевожу: как о строительстве новых кладбищ, так и о развитии действующих, в отечественной традиции задумываются, как правило, только после того, как старые кладбища исчерпают все свои ресурсы. Проще говоря, когда хоронить станет негде. А пока есть где – в 2004-м, в 2010-м и в 2015-м годах в Рязани открыли кладбища: Воскресенское, Богородское и Богородское-2. По тем же данным от горадминистрации ежегодно в Рязани под новые захоронения предоставляют около 2500 мест, и этот ресурс (как бы не передёргивало от казённого слова в рассказе на такую тему), пока себя не исчерпал.
Живые перебьются?
Не могу сказать насчёт всех кладбищ города, но на Новом все 18 лет, которые я здесь бываю, муниципалитета хватает только на то, чтобы худо-бедно поддерживать порядок, и не более. И нет даже намёка на то, что ещё через 18 лет тут что-то изменится.
Мы не слышим о благоустройстве кладбищ ни когда речь заходит о планах сезонных ремонтных работ на городских территориях, ни когда говорят о формировании комфортной городской среды... Да, собственно, вообще никогда. Как будто кладбища – это и не часть города, и как-либо благоустраивать их, осовременивать – совершенно ни к чему. Покойникам, уж простите меня за цинизм, всё равно. А живые и так перебьются.
И это, на самом деле, не рязанская, а едва ли не общероссийская тенденция. Во многих городах ухоженными выглядят разве что места памятных захоронений в центре – именитых земляков, героев Великой Отечественной… И то – не все, и не везде. А окажешься на одном из кладбищ на окраине – всё то же запустение, тот же мусор, те же разбитые фонари. Не приоритетные расходы. И не обязательные.
Можно направить ещё хоть десять запросов в горадминистрацию, и десять раз услышать, что на содержание кладбищ выделяются такие-то средства, но средства эти ограничены, в силу чего предпочтение отдаётся наиболее актуальным видам работ… Этот эзопов чиновничий язык я давно выучил, суть ответа в таких случаях всегда одна: на то, как оно было бы хорошо, и как вы там себе нафантазировали – нет денег. Всё. Точка.
О том, что можно, и что нужно
Но я сейчас вовсе не о том, что содержание городских кладбищ оставляет желать лучшего. Я о том, что пока городская власть не будет воспринимать кладбища как часть города, где нужно не только кое-как поддерживать видимость порядка, а стараться сделать эти территории ухоженнее, современнее, благоустроеннее, до тех пор так ничего и не изменится.
Можно, в конце концов, даже не касаясь вопросов финансовых, обсудить эту тему с представителями ритуального бизнеса, коих у нас немало. И зарабатывают они весьма неплохо (каюсь, обещал не касаться финансов). Вот только в благоустройстве территорий, где базируется их бизнес, они ничем (и никем) не заинтересованы. Можно подумать о том, как привлечь к благоустройству волонтёров. Всё больше будет пользы для города, чем от очередного форума с обсуждением идей патриотизма.
Можно (почему нет?) в параллель с теми же частниками включить в перечень услуг муниципального бюджетного учреждения «ССВПД «Ритуал» услуги по уходу за захоронениями с взиманием разумной платы. В других-то странах такая муниципальная практика давно в ходу, и никто не в претензии насчёт «свободы рынка». Можно, наконец, хотя бы задуматься о том, что следовало бы изменить в подходе к содержанию кладбищ в отдалённом будущем.
Но пока у нас даже в небезызвестной Стратегии-2030, где подробно расписаны перспективы социально-экономического развития области на ближайшие 11 лет, о необходимости развития территорий кладбищ не сказано ни единого слова.
…Ладно. Я сам-то – разглагольствую о том, что можно да нужно было бы сделать в масштабах всех рязанских кладбищ. Между тем, год уже как не соберусь заплатить, чтобы подправили памятник на могиле матери и брата. Как грунт осел, так он и покосился. Сам рассуждаю по тем же лекалам – хоть и нужно, но вроде ж не горит. Не в приоритете, то есть. А где – «не в приоритете» там и «не обязательно». Так мне ли тут возмущаться…
Автор: Александр Абрамов


