Директор Гомельского специализированного комбината о могилах на двоих, бронировании кладбищенских участков и крематории в Гомеле

20.06.2019
Новости компаний похоронной отрасли

Фото с сайта https://gp.by/category/special/press-tsentr/news197364.html


На вопросы читателей в пресс-центре “Гомельскай праўды” ответил директор ОАО “Гомельский специализированный комбинат” Александр ПОПОВ


Здравствуйте, я Антонина Алексеевна. Скажите, можно ли использовать могилу дважды? На Рандов­ском кладбище еще в 2002 году был похоронен мой муж. А в 2009-м на втором месте похоронили дочь после скоропостижной смерти. Мне идет 83-й год. Беспокоюсь о том, что буду лежать в стороне от своей семьи. У меня больше никого нет, только внуки, которые живут в других городах. Можно ли будет меня похоронить к мужу?

— Антонина Алексеевна, сегодня законодательством не запрещено производить повторное захоронение в существующие могилы. Есть только одно ограничение: с первого захоронения должно пройти не менее 20 лет. По истечении этого срока разрешена эксгумация останков с последующим их опусканием на два с половиной метра глубже в эту же могилу. Далее мы делаем прослойку земли, после чего можно производить повторное захоронение в ту же могилу. 

 Добрый день. Если у меня на Южном кладбище в четырехместной ограде лежит муж, имею ли право упокоиться там со своей родной сестрой и ее мужем?

— Согласно законодательству, дозахоронение в существующую ограду разрешено только в отношении близких родственников. На этом участке похоронен ваш муж, значит, никаких вопросов в отношении вашего захоронения не будет.

— А моей сестры и ее мужа?

 — Близкие родственники — это муж и жена, дети, внуки, отец и мать, брат и сестра, бабушка и дедушка. Ваша сестра не входит в круг близких родственников вашего покойного мужа, а следовательно, не может быть похоронена в одной с ним ограде.  

— Но ведь она близкий родственник мне. Если я уйду первой и меня похоронят рядом с мужем, то ее смогут похоронить там же?

  — Да, вы рассуждаете правильно.

— На платной основе тоже нельзя похоронить ее там?

  — В Беларуси за кладбищенскую землю плата не взимается. Платят за услуги по захоронению.

   — И нет никакого варианта, чтобы мы оказались все вместе? Участок ведь есть

   — К сожалению, нет.

Беспокоит Ольга Петровна из Гомеля. У меня вопрос по поводу воровства на кладбищах. Может, это и не по вашей части, но всё же. Могилы моих родителей — в Брестской области, поэтому я могу сравнивать наши регионы. Там, к примеру, не принято накрывать на кладбищах столы. А увозить что-то с собой считается кощунством. А у нас… Моя знакомая каждый год сталкивается с тем, что кто-то ворует металл с захоронения ее сына. Как вы с этим боретесь?

— Про какое кладбище идет речь?

— Старое сельмашевское.

  — Оно называется Приозерным. В любом случае, если происходит кража, надо обращаться в правоохранительные органы. Всё, что находится в пределах ограды, — это собственность родственников, которые несут ответственность за сохранность своего имущества. При этом сегодня Белгосстрах производит регистрацию и страхование надгробных сооружений. Закрытые кладбища не охраняются, потому что это требует дополнительного финансирования. Для вневедомственной охраны нужны определенные сооружения, начиная с ограждения и заканчивая бытовыми помещениями. Однако проблема вандализма не стоит так остро, как раньше. Если помните, на этом же кладбище лет десять назад пьяная молодежь повалила около десяти памятников. Подростков нашли, их родителей заставили восстановить разрушенное. Последние годы акты о вандализме не составлялись.

 — Скажите, пожалуйста, а нельзя ли вообще искоренить привычку застолий на кладбищах?

— Думаю, что нет. У каждого гражданина есть право, находясь на кладбище, есть и пить. Традиция не новая. Много лет назад, когда Радуница не была выходным днем, всё было по-другому. Сегодня это меро­приятие массовое. Каждому не расскажешь о том, что правильно, а что нет.

Елена Федосовна дозвонилась. Говорят, вышел какой-то новый закон, по которому между могилами должно быть расстояние полтора метра. Это так?

 — Нет. Расстояние между существующими захоронениями должно быть не менее полуметра.

 — А откуда взялись эти полтора метра? Два месяца назад мои знакомые хоронили родственника. У них было оставлено место, но им запретили копать. Сказали, что должно быть полтора метра до могил. А заплатили — и похоронили. Как это понимать?

  — На каком кладбище это произошло?

— На Костюковском.

  — Если был такой факт, надо обращаться в соответствующие органы, потому что расстояние между могилами должно быть не менее полуметра, а участок для двойного захоронения размером 2 метра 20 сантиметров шириной и 2 метра 30 сантиметров длиной предоставляется на безвозмездной основе.

 — Ну вот, совсем другой вопрос. Дело в том, что в 1977 году, когда хоронили моего мужа, оставили место и для меня, когда знакомые рассказали свою историю, я заволновалась, ведь там нет полутора метров. Обязательно напишите об этом в газете, потому что не только я задаю такой вопрос.


Вас беспокоит Анна Николаевна. На Рандовском кладбище есть Аллея Славы. Когда мы обратились с прось­бой похоронить там отца, участника Великой Отечественной войны, который освобождал нашу область и поднимал Гомель, нам отказали. Я, между прочим, доподлинно знаю, что там хоронят людей, которые к воинской славе вообще никакого отношения не имеют. Вопрос: неужели участник Великой Отечественной войны не заслужил? Нам пришлось оплачивать место на кладбище, чтобы похоронить отца.

— Аллеи Славы на Рандовском кладбище нет. Вы говорите о резервных местах Гомельского горисполкома. Там хоронят почетных граждан, а также тех, кто имеет правительственные награды. Эти вопросы решает не спецкомбинат, а горисполком.

— Хорошо, тогда почему ваш человек не посоветовал нам обратиться туда? Ведь мы не знаем этой системы. А он в такую тяжелую для нас минуту сказал, что отец не заслуживает этого места.

  — Я не знаю, с кем вы общались, но по­стараюсь разобраться. Когда вы обращались? Как звали вашего покойного родст­венника?

— 22 мая обращались, но не я, было не до того. Отца звали Николай Иванович Барабанов.

   — Запишите номер телефона приемной: 51-25-42. Я найду человека, который вам так ответил.

Звоню по трем вопросам. У нас есть место на кладбище возле Гомельского жиркомбината. Правда ли, что там больше не хоронят?

— На Новобелицком кладбище захоронения разрешены при наличии свободного места в существующей ограде.

— Еще интересуюсь, будет ли у нас в скором времени новое кладбище?

  — В Гомеле уже есть одно — это Стукачевское, открыто в 2009 году.

— И последнее: построят ли в Гомеле крематорий?

  — Крематории строятся в городах с населением более миллиона человек. Такое учреждение работает в Минске. Услуга кремации предоставляется независимо от места последнего проживания или прописки умершего.

Меня зовут Ксения. Звоню с таким вопросом: почему бы не построить в Гомеле крематорий? Я, конечно, понимаю, что для кого-то традиционные похороны важны. Но сама предпочла бы кремацию, чтобы земля вокруг городов не покрывалась кладбищами. Ее ведь можно отдать под поля…

— Крематории строятся в городах-миллионниках. Кроме того, это социально значимые объекты, которые финансируются за счет бюджета. Один функционирует в Минске. Если есть желание кремировать останки своих родственников, то никаких вопросов там не возникает. Как правило, прах выдают в течение недели после процедуры, а если надо срочно, то и в течение дня.

— А можно будет потом эту урну с прахом похоронить в уже существу­ющей могиле родственника? Чтобы не занимать больше места.

  — Да, конечно, причем независимо от того, когда было произведено первое захоронение. Дело в том, что, в отличие от захоронения в одной могиле двух тел, для урны с прахом эксгумацию останков проводить не нужно. В одной могиле можно захоронить сразу несколько урн. До процедуры будет проведена регистрация захоронения и выдана памятка о том, где покоится прах.

 Вопросы от “Гомельскай праўды”

— Тема строительства крематория в областном центре волнует многих. Читатели интересуются, почему только в городах-миллионниках такое сооружение имеет смысл?

  — Всё зависит от финансирования. Давайте приблизительно подсчитаем. Не могу сказать, как сейчас, но несколько лет назад кремационная печь стоила в среднем от 320 тысяч евро. Чтобы защитить атмосферу от вредных выбросов, потребуется дополнительное оборудование. Таким образом, с учетом дожига стоимость печи увеличивается в разы. Обеспечить непрерывную работу смогут как минимум две печи — рабочая и резервная, следовательно, полученную сумму умножаем еще на два. Кроме того, нужно предусмотреть соответствующую инфраструктуру: два прощальных зала, холодильную камеру не меньше чем на десять тел. В итоге получаем огромные суммы. Большой вопрос, насколько востребованным будет крематорий. Минчане заказывают кремацию в основном потому, что захоронение урн в существующих могилах на кладбищах в черте города производится без ограничений. Думаю, что в Гомеле разогревать такую дорогостоящую печь ради нескольких умерших будет проблематично. Через нашу организацию в минский крематорий обращается максимум десять человек в год.

— Судя по зарубежному кино, у иностранцев процесс похорон организован технически на более высоком уровне, чем у нас. Да и как-то аккуратнее выглядят их кладбища. С чем это связано?

   — Это только в фильмах. В США нам показывают газонное захоронение, пару деревьев и одинаковые памятники. А если поехать и посмотреть их обычные общественные кладбища, окажется, что всё не так. Я бывал в Польше, Прибалтике. В Минске видел одно газонное захоронение. Там родственники отдельно оплачивают уход за газоном. При этом, если говорить об оградах, никто никого не заставляет их ставить. К нам часто люди обращаются с “земельными” спорами: одни думают, что место рядом с их упокоенным родственником свободно, а потом оказывается, что оно давно зарезервировано родней того, кто упокоен по соседству. Бывали даже случаи, когда родственники судились, не поделив место на кладбище…

На прямой линии дежурила Анастасия МАКЕЕВА

 (Окончание в следующем номере) 

                                                                              
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика