Фото с сайта https://gomel.today/rus/news/gomel-12551/
Пасхальный день поминовения усопших, Радоница, в этом году попадает на 7 мая. А город уже заполнен пластиковыми цветами. От обилия такого товара, складывается впечатление, что это прибыльный бизнес. Так ли это? «Сильные новости» поговорили с гомельскими продавцами.
Надежда Комова — председатель совета предпринимателей Центрального рынка
— Цветы по цене разные. Есть ритуальные, сугубо для кладбища — они дешёвые. Вот сейчас очень хорошо продаются интерьерные. Те, что под натуральные. Они же не имеют запаха. Люди хотят дома обновить обстановку, например. Берут их также в кафе и рестораны. Если в магазине такой цветок стоит от 18-24 белорусских рублей, то у меня по 12. Есть разница.
А вообще, всё зависит от финансовых возможностей людей. Многие бабушки вообще покупают только самые дешевые по 50 копеек. Потому что все хотят пойти проведать могилки, а они не в состоянии купить эти цветочки.
Пластиковые цветы, которые продаются на белорусском рынке, сделаны в Китае. Напрямую оттуда, их, как правило, закупают крупные фирмы оптом. И так по всему СНГ. Для белорусов, закупать у таких фирм в России дешевле, чем в Минске или Гомеле. Чем дальше от производителя, тем дороже.
— Я работаю именно с Гомельской фирмой, которая привозит с Китая. Там уже цена сформирована. К этому я могу прибавить не более 20%. Это моё решение. Сейчас у всех очень сложное положение. Я в бизнесе 30 лет и живу по такому принципу: «Маленькой ложкой, но каждый день». То, что говорят про 200-300% — это враньё, нельзя такую цену поднять. Никто не купит. Залежами никто не занимается. А вообще, продаётся не очень. Когда нет выбора — нет покупателей.
Цветы же приходят прессованные в разобранном виде. Мы их сами собираем. На иголочку всё это скрепляешь — веточки отдельно, листики отдельно. И целый год мы этим занимаемся. Работа тяжёлая.
Палатка Надежды Алексеевы стоит на главной аллее Центрального рынка. Сейчас там продаются преимущественно цветы. Сменится сезон, сменится и товар.
— Здесь, эту ярмарку на центральной аллее Центрального рынка организовывает город, которому и принадлежит земля. К этому мы пришли лет 5 назад. Нашли общий язык с руководством Центрального района. Мы здесь поддерживаем порядок, установили красивые палатки — они недешёвые, от 1000 до 1300 рублей белорусскими. На общем собрании как-то решили, что будем собирать деньги и помогать Центральному району: детям с инвалидностью, участникам войны, на развитие района выделяем средства. За эти годы мы купили в комнату адаптации для детей с ДЦП диваны, столы, стулья, стиральную машину, компьютеры, телевизоры, то есть оформили полностью. Для пожилых людей, в организации, где их учат работать на компьютере — тоже оформили помещение. Построили детскую площадку возле 8 поликлиники, собираем к школе и одежду, и портфели. Сейчас вот уже купили для семьи, которая воспитывает приёмных детей, батут и телевизор. Приобрели сто пледов для участников войны, хотим ещё перечислить на открытки, цветы к майским праздникам. При этом, деньги ещё остались. Перечислим их на субботник.
Мы не платим за аренду, но вместо этого мы вот так помогаем. В Беларуси мы такие одни. Знаете, сколько к нам постоянно обращаются людей из разных городов, спрашивают, как мы так сделали? Я очень долгое время занималась детскими домами. И таких людей, кто хочет помогать, очень много. Женщина, которая привозила батут для приёмной семьи, она занимается детскими игрушками, просила тоже их позвать, когда поедем помогать. Всё, что можем, всё делаем.
Я всю жизнь говорила: я хочу платить налоги, аренду, но только, чтобы я знала, на что эти средства будут потрачены. Вот есть школа, например. Там нужно то и то сделать — а за что им делать, бюджет же пустой. А мы не против помочь. А то, что мы платим потребкооперации — это так, впустую.
Екатерина
— У нас цветы от 50 копеек, самые дорогие — 10 рублей, — рассказывает Екатерина. По сравнению с товаром Надежды, её ассортимент не на столько широкий, — Ну у меня дорогих и нету в принципе. Цена зависит от закупки, как выглядят внешне, из каких материалов. Потому что некоторые в сборном варианте, некоторые целые продаются.
006
К тому же всё зависит от партии будущего реализуемого товара. Те, что продают здесь в небольших количествах, берут у местных. Кто хочет представить широкий ассортимент, как правило, едут в Россию. На белорусских сайтах минимальная стоимость цветов варьируется от 50 копеек до 1 рубля. Это самые дешёвые.
— В Беларуси много оптовых фирм, которые продают. Выбираем на сайтах. Наценки на самом деле не большие. Зависит от того, как цветы выглядят в готовом виде, и от цен в целом по рынку. Максимально в два раза цену поднимают. Больше — я не видела. Здесь же видите, сколько продавцов. Никто не купит, если цену задрать.
Товар хранят на складах, если большими партиями. Многие — в гаражах, некоторые — дома.
Наталья
— Продавать цветы мы начинаем как минимум за месяц. Покупают их уже недели за две до праздника. После Радуницы ещё день можно постоять и всё. Прячешь до следующего года.
Все цветы, которые приходят в спрессованном виде, нужно распарить. Если позволяют средства, распариватель можно купить, если нет — ставишь старинный чайник с носиком и каждую головку над паром держишь.
Особо на цветах не заработаешь. От всей партии процентов тридцать пять получишь. Бешеных накруток таких нет, как принято считать. Не бывает так, что купил партию долларов на пятьсот и получил с этого тысячу. У нас народ бедный. Но, в любом случае, что-то заработаешь. Не получится может только в том случае, если большую партию взял, не распродал, а праздники закончились. Как найти ту грань, чтобы продать под ноль — неизвестно. Как повезёт.
Но, сейчас, из-за того, что весь город завален этими цветами, прибыль меньше. Чем больше скопление продающих, тем и цена меньше. Зато у них продажи больше. А если проходимость никакая, сидишь и выжидаешь по человеку.
Вместе с искусственными, многие продают и живые цветы. Но, это большая редкость, когда их берут на могилы, говорят продавцы.
— Живые мало берут. В основном гвоздику, может быть, недорогие розы, тюльпаны грунтовые. А в основном, конечно, искусственные.
Всё это оседает на кладбищах. На каждом есть мусорные кучи, куда собирается весь мусор. Его потом вывозят на полигон отходов. Отдельный учёт пластика с кладбищ не ведётся. Запретить законодательно продажу искусственных цветов до сегодняшнего момента попыток не было. Рассказал начальник отдела контроля за обращением с отходами Гомельского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Дмитрий Гришков.
Петиция против продажи пластиковых цветов, которую 17 апреля отправили в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси, набрала около 1400 подписей.
— У меня знакомая, в прошлом году постояла так дня два на цветах. Из-за того, что постоянно трогала руками этот пластик, началась аллергия. Да такая, что лицо раздуло, пришлось срочно в больницу ехать. Их же неизвестно как делают.
Даже я, как человек продающий, всё время говорю: я бы вообще их запретила. Нужно в целом менять культуру нашего кладбища. Это такое издевательство над природой вот этот пластик. Но как это изменить? Все привыкли и все тащат пакетами эти цветы. Это уже никому не нужно. Потом на этих кладбищах стоят целые стога. А потом их тоннами везут на полигон. Но у нас и так уже всего тонны, и эти цветы никому не нужны, — считает Наталья.

