Продать нельзя купить! Как в Астрахани банкротился один известный МУП

11.04.2019
Новости компаний похоронной отрасли
Фото с сайта  https://punkt-a.info/news/glavnoe/prodat-nelzya-kupit-kak-v-astrakhani-bankrotilsya-odin-izvestnyy-m...


Продолжение полюбившейся астраханцам саги о кладбищенских заборах и кремлевских туалетах.

МУПчик, который не выжил

Садись, юный друг, я расскажу тебе сказку о далеком волшебном городе Астрахань, где словно по мановению волшебной палочки исчезают автомобили, растворяются в воздухе заборы и таинственным образом пропадают и появляются тайные комнаты туалеты.

Все персонажи этой истории вымышлены, а совпадения случайны. 

Давным-давно в году 2015-м от Рождества Христова над МУПом «Городской специализированный комбинат похоронных услуг» нависло проклятие. Злые конкуренты обрекли его на банкротство и разорение, а добрые учредители-градоначальники не смогли уберечь свое детище от беды. По крайней мере, до народа эта история дошла именно в такой версии. Мол, жил-был себе процветающий МУП, а потом - бам! - не справился с конкуренцией ушлых коммерсантов и погиб смертью храбрых. Но вот беда — вновь открывшиеся подробности дела говорят, что все было совсем не так.
Чисто теоретически МУП обанкротиться не должен. Например, вам надо подмести 20 улиц. Вы создаете МУП. Он нанимает 20 дворников, а вы заключаете с муниципальным предприятием контракт на подметание 20 улиц и платите МУПу ровно столько, сколько нужно на зарплату 20 дворникам + накладные расходы. Для вас МУП — вроде как убыточное предприятие (только тратит деньги и ничего не зарабатывает), но сам по себе он (если все правильно посчитано) живет без убытков. Если при этом МУП занимается коммерческой деятельностью, то он может заработать сверх того себе на плюшки, премии и саморазвитие. Но и без этого с голоду умереть вроде как не должен. Все это в теории. 


   вот так должно выглядеть ухоженное кладбище

Часть 1. Похоронное бюро и могильный камень

На практике в 2015 году у МУПа «Городской специализированный комбинат похоронных услуг» образовалось 6,5 миллионов долга. Почти все — перед налоговой. Налоговая подала в суд. Суд назначил арбитражного управляющего. А тот, в свою очередь, начал распродавать имущество в уплату долга. Помимо налоговой МУП также чуть-чуть задолжал «Межрегионгазу» и немного - МБУ «Автобаза Администрации города Астрахань».

===================

То есть — никаких злых волшебников частных фирм, ИПэшников и страшных иногородних корпораций, которые своей мощью взяли бы да и потопили маленькое муниципальное предприятие. Все кредиторы  — свои, родные. Свои судебные приставы, своя МБУ-шка. Да и сумма долга по меркам городского бюджета смешная — неужто нельзя было договориться о рассрочке и отсрочке? А вот нельзя. Решили —  обанкротиться и все распродать.

Но прежде чем приступить к продаже, арбитражный управляющий, как и положено, проводил анализ. Выявлял признаки преднамеренного или фиктивного банкротства. Отчет об этом лежит в открытом доступе. И — вы не поверите — в отчете так и написано: «выявлены признаки преднамеренного банкротства». Как и положено, отчет был отправлен в прокуратуру, однако там не усмотрели в действиях руководства МУПа состава преступления. 

А что же такого выявил арбитражный управляющий? А вот что: «сделки купли-продажи, заключенные на заведомо невыгодных для должника условиях». Могли ли именно эти сделки привести к банкротству? Ну в общем-то могли. Например, администрация Астрахани забрала у МУПа (еще до объявления банкротства) несколько автомобилей:
  • КИА Кларус гос. № е080вт30
  • Вольво S 70 го.№ у003кв30
  • УАЗ- 39629, гос. 3 у904вр30 
  • УАЗ-31514, гос. 3 с483ке30
  • УАЗ 31512, гс. № о521ар30 
Эти пять автомобилей были впоследствии проданы за 257 тысяч 050 рублей (не каждый - а все вместе). 

Еще два автомобиля тоже были изъяты, но при этом продолжили нести муниципальную службу в других структурах. 
  • Первый (ГАЗ 2705 гос. № е191оа30) был безвозмездно передан МБУ «Чистый город»,
  • а второй (ЗИЛ-45085 гос.№ х576ву30) — МБУ «Автобаза администрации города Астрахани».
Нет, не в счет уплаты долга (как было бы логично предположить, ведь автобаза находится в числе кредиторов), а просто так. Похоронный комбинат — щедрая душа. 

При этом оспорить сделки не представлялось возможным, поскольку договоры купли-продажи и передачи имущества до начала работы управляющего были переданы прокуратуре Кировского района, а дальше...
«На запрос временного управляющего Прокуратуре Кировского р-на о предоставлении копий договора по хоз деятельности Должника, получен ответ о том, что изъятые документы переданы в ОП № 4 УМВД России по г. Астрахани для решения вопроса о возбуждении уголовного дела». (Выдержка из заключения конкурсного управляющего о наличии оснований для оспаривания сделок должника).
В общем — проданное осталось проданным, подаренное — подаренным, а что подарить и продать до банкротства не успели (такого тоже осталось немало) — начали распродавать уже на аукционах в счет долга.

Так выглядит Старое кладбище в Астрахани, если вы забыли

Часть 2. Похоронное бюро и тайная комната в откосе кремля

Имущества за Похоронным комбинатом числилось немало. Но, как водится, все — б/у, сильно потрепанное, изношенное и мало кому нужное. В том числе нашлись:
    • автомастерская (балансовая стоимость — 146 тысяч рублей)
    • гараж в 93 квадратных метра — 147 тысяч
    • здание 500 квадратов — 400 тысяч рублей
    • столярно-обивочный цех — 429 тысяч рублей
    • десять компьютеров с комплектующими (от 12-ти до 30-ти тысяч)
    • десять катафалков (от 99 до 590 тысяч рублей)
    • две «Волги», четыре Газели, два самосвала, два мусоровоза, один бортовой ГАЗ, УАЗ, автобус ПАЗ, мотоцикл (!)
    • несколько сплит-систем
    • 1-я очередь кладбища №2 (4745 м2) за 527 тысяч
    • 2-я очередь кладбища №2 (2750 м2) за 619 тысяч
    • памятная композиция погибшим воинам  (3000 м2) за 2 миллиона 500 тысяч
    • всяческое слесарное оборудование
    • уличные часы за 71 тысячу (не помните, чтобы на кладбище стояли уличные часы? И правильно, ведь речь идет о часах на здании Центрального Вокзала Астрахани, которые по каким-то неведомым обстоятельствам оказались по документам в ведении похоронного МУПа)
    • 500 метров забора Старого кладбища
    • 49 километров асфальтовых дорожек на кладбище Рождественского
    • Ограждение кладбища Рождественского (4552 метров)
    • Туалет в откосе кремля
И много другого интересного: 

Общая балансовая стоимость имущества сильно превышала объем долга и потенциальные издержки (и составила порядка 16 миллионов).

Трудно сказать, насколько все вышеперечисленное жизненно-необходимо для функционирования МУПа. Ведь его прямые функции были - собирать и вывозить мусор с кладбищ (это объясняет наличие мусоровозов), а также хоронить всяких асоциальных элементов (десять катафалков?). 

На коммерческой основе МУП изготавливал гробы (столярный цех), памятники и оградки (слесарный и сварочный цех, оборудование), предоставлял ритуальные услуги (возил родственников умерших на кладбища - Газели, ПАЗ).... И для чего-то еще использовал самосвалы и мотоцикл. Часы с туалетом МУП, видимо, получил в нагрузку, надо же было их кому-то поставить на баланс. А компьютеры нужны были, судя по всему, чтобы сводить дебет с кредитом, правда в итоге они так и не сошлись.

При всем богатом выборе инвентаря, дела у МУПа шли из рук вон плохо. В 2014-2015 году на рынок похоронных услуг зашло много новых игроков (всего на тот момент работало порядка 80-ти ритуальных компаний) и бюджетное предприятие не выдержало конкуренции. А госзаказ покрыть расходы на содержание прожорливого комбината не мог. 

А теперь вернемся ненадолго в наше время. Напомним, разговор о МУПе и его банкротстве всплыл, когда городские депутаты выяснили, что с молотка ушел единственный стационарный туалет в откосе кремля. Мы дословно расшифровали диктофонную запись с заседания комитета гордумы:
Замглавы администрации Мария Пермякова: ...что касается продажи туалета, который около кремля. Этот объект принадлежал похоронному нашему комбинату, который в рамках банкротства действительно был выставлен на торги и продан. Делалось это в период, когда я еще не работала, я не могу прокомментировать, как это произошло, но это произошло. Сейчас дано поручение управлению муниципального имущества проработать с покупателем, который это все купил, и вернуть его (туалет — прим. ред.) обратно. (…)  Сейчас пытаемся отыграть, вернуть это в муниципальную собственность на приемлемых условиях для города. И плюс к этому смотрим варианты размещения туалета в районе Братского садика. Потому что от стен кремля его все равно рано или поздно надо будет переносить. 
Глава города Алена Губанова: а зачем мы тогда его хотим выкупить? 
Пермякова: Мы его хотим выкупить пока что на сегодняшний момент. Мы завтра с вами в Братский садик не войдем и не построим там туалет. И глава администрации тоже говорит - как же мы допустили это? То есть это не тот объект, который принес нам золотые горы и спас предприятие от банкротства. 
Депутат Илья Житерев: насколько я помню, там 51 тысяча всего заплачена?
Пермякова: да. Я думаю, что 51 тысячу мы потянем в любом случае, вопрос насколько надолго или не надолго, но все равно потом придется покупать, вот в чем дело. Хоть так, хоть этак нам его придется выкупить. Сейчас это даст нам какую-то фору. На следующей неделе дадим вам предложения, что хочет собственник и возможно или невозможно это сделать. 
Кто-то из депутатов: так собственник уже вступил в права?
Губанова: ну если он заплатил 51 тысячу, значит он уже вступил в права. Правильно?
Пермякова: но продали-то ему за миллион. Правовое управление работает над тем, чтобы все это аннулировать и вернуть обратно в казну.

То есть заместитель руководителя администрации Астрахани, которая непосредственно отвечает за МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО говорит депутатам, что собственник не выкупил туалет у кремля, а только оставил за него задаток в 51 тысячу, что позволяет оспорить сделку и отыграть все обратно. Проблема в том, что это не так. Как стало известно, за несколько месяцев до заседания туалет был продан за миллион с лишним, покупатель внес деньги полностью и договор купли-продажи вступил в законную силу. Могли ли об этом не знать в администрации?

Сразу после заседания мы отправили в городскую администрацию официальное письмо с с просьбой пояснить: на каких основаниях планируется аннулировать сделку по туалету и заодно по остальному имуществу МУПа. И нам ответили: оснований по признанию сделки недействительной НЕТ. 

Зато вроде как сейчас идет оспаривание сделки по продаже зданий похоронного комбината на улице Зеленгинская, 58. Правда (мы проверили), идет оно не в Волгоградском арбитражном суде, а в Астраханском. Да и не идет уже: покупатель после некоторой паузы все-таки перевел нужную сумму денег на счет и сделка опять-таки закрыта. 

Часть 3. Похоронное бюро и узник аукциона

В итоге почти все хоть мало-мальски ценное имущество МУПа ушло за копейки, а особо нужные лоты администрации предстоит выкупать у новых владельцев обратно. И тут уже не поторгуешься. К тому же о том, что туалет рядом с кремлем придется выкупить во что бы то ни стало, было объявлено публично. Теперь хочешь не хочешь — выкупай. Он у нас один, мы за ценой не постоим.

К счастью, удалось избежать продажи мемориала воинской славы на Старом кладбище, иначе был бы шкандаль.


Впрочем, можно было избежать и остального. Дело в том, что у администрации было сразу ТРИ способа не допустить продажу:

Способ первый: бесплатный
Подать иск в суд и доказать, что некоторое имущество подлежит исключению из конкурсной массы. Так было с мемориалом воинской славы - именно поэтому его не выставили на торги. Так могло быть с заборами кладбища (не так уж сложно доказать, что забор кладбища не может находиться в частных руках), с водопроводом, с туалетом, с тротуарами и воротами.
Способ второй: закрыто-платный
Подать иск о проведении закрытых торгов и выкупить имущество одного МУПа силами другого МУПа по балансовой стоимости. Например, сейчас за чистотой кладбищ следит МБУ «Чистый город». Эта же организация могла выкупить себе туалет, к примеру. Имущество осталось бы в руках администрации.
Способ третий: открыто-платный
МБУ-шки и МУПы могут спокойно участвовать в торгах на общих основаниях. Они могли бы заявиться на аукцион и выкупить нужное имущество. Все равно вышло бы дешевле, чем перекупать потом у частника. 
Но ни одно муниципальное предприятие на торги не заявлялось. Ни одной заявки о проведении закрытых торгов конкурсному управляющему не поступало. А единственная заявка об исключении лота из конкурсной массы касалась только мемориала. Кажется, об экономии бюджетных денег тут особо никто не печется.

Отдельного рассказа заслуживают проведенные аукционы. На правах анонимности хорошо знакомый с ситуацией источник пояснил нам, что торги несколько раз были сорваны одной и той же группой лиц. Схема выглядит так:
  • Конкурсный управляющий выставляет лот на продажу. Например, б/у компьютер за 10 тысяч рублей. Предположим, есть трое желающих его купить. Первый предлагает за него 11 тысяч, а двое других — сто и двести тысяч (сумма неважна, главное — заведомо завышенная цена, которую никто не захочет перебивать). Конкурсный управляющий имеет право предложить компьютер только двум самым щедрым покупателям. Но тут они оба отказываются от покупки и торги приходится переносить. 
  • На следующие торги лот выставляется уже с 10-процентной скидкой. Теперь компьютер стоит 9 тысяч. Первый покупатель предлагает за него 10 тысяч, а двое других — снова сто и двести. И снова отказываются от покупки. И конкурсный управляющий опять не может продать компьютер честному участнику торгов. Торги снова признаются недействительными и снова переносятся. 
  • На третий раз торги проводятся уже по новой схеме, при которой каждый день цена лота может падать на 10-15%. Тут-то ушлые коммерсанты и хватают товар на максимально выгодных условиях. 

Понятно, что схема лучше всего работает не с компьютерной техникой, а со зданиями, земельными участками и прочим дорогим имуществом. Выгода — куда ощутимее. При этом из-за постоянных переносов торгов процедура банкротства сильно растягивается по времени, растут издержки на обслуживание долга, средства уходят на оплату работы управляющего, накапливаются долги по заработной плате уже фактически закрытого предприятия и тому подобное. Конечно, в итоге все это так или иначе ложится нагрузкой на бюджет. 


Часть 4. Похоронное бюро и дары смерти

Сейчас приблизительно 90% долга муниципального предприятия погашены. Бывшим сотрудникам выплачена зарплата, оплачены налоги, пени, издержки. Изначальный долг в 6,5 миллионов после трех лет вырос в разы. 

90% имущества МУПа тоже распродано, при этом начальная балансовая стоимость в 16 миллионов рублей во время распродажи, конечно снизилась. Вырученных денег едва-едва хватило, чтобы закрыть все дыры бюджета.

Город потерял при продаже несколько если не жизненно-важных, то по меньшей мере социально-значимых объектов: общественный туалет, заборы кладбищ, водопровод, тротуары и асфальтовые дорожки, большой земельный участок на Зеленгинской с несколькими зданиями и цехами, оборудование, автомобили. Часть из этого, возможно, будет выкуплена обратно за счет бюджета и наших с вами налогов. 

И про все это мы бы, конечно, никогда не узнали, если бы не случайность. 

Будут ли такие ситуации повторяться? На днях городские депутаты приняли решение запретить администрации города распоряжаться МУПами по собственному усмотрению. Теперь любое создание, реорганизация или ликвидация будет проходить под бдительным контролем городских депутатов. Но все ли законодательные дыры закроет это решение и прекратится ли распродажа городского имущества? Поживем - увидим. 




Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика