Фото с сайта https://riamobalashiha.ru/article/241560/nachalnik-ritualnoj-sluzhby-balashihi-pro-pohoronnoe-delo-v...
Прошлой осенью у жителя Салтыковки Олега Смирнова умерла мама. Все документы были на руках, место на Никольско-Архангельском кладбище тоже было. Однако разрешение на захоронение ему не дали – удостоверение признали недействительным, пришлось менять его и вновь подавать заявку. Смирнову удалось похоронить мать лишь на пятые сутки. Почему так произошло? Как сегодня обстоят дела в похоронной сфере? Что делать человеку, потерявшему родственника? На эти вопросы корреспонденту «РИАМО в Балашихе» ответил начальник Центральной ритуальной службы администрации Балашихи Александр Шаталов.
– Александр Сергеевич, расскажите о ритуальной службе Балашихи.
– Муниципальное казенное учреждение «Центральная ритуальная служба» (МКУ «ЦРС») создано администрацией Балашихи в марте 2016 года. Основные функции – оказание помощи людям, столкнувшимся со смертью близких, организация ритуальных услуг в городском округе, в том числе по предоставлению мест для захоронения и содержанию муниципальных кладбищ в чистоте и порядке. Служба действует строго в соответствии с законом «О погребении и похоронном деле в Московской области».
– Ранее жители Балашихи жаловались, что в округе существует проблема с местами для захоронения. Какова ситуация сейчас?
– Говорить о наличии острой нехватки мест для новых захоронений в настоящее время неверно. На территории Балашихи расположено 14 общественных кладбищ и одно вероисповедальное (еврейское), из них десять открыты для предоставления новых мест и на трех разрешается захоронение на участках созданных ранее мест погребения. Только одно кладбище закрыто для любого типа захоронений – старинное Леоновское.
В 2012 году на территории Балашихи вблизи деревни Дятловка открыто новое кладбище площадью восемь гектаров. Сейчас это основное кладбище, на котором предоставляются новые места для захоронения. Дятловское кладбище отвечает всем требованиям регионального стандарта, на его территории обустроено место для проведения прощальных церемоний и расположены другие объекты похоронной инфраструктуры.
Также рассматривается возможность расширения существующих кладбищ с учетом санитарных и экологических требований к размещению мест погребения.
– И все-таки похоронить близкого сегодня очень дорого. Если участок на кладбище предоставляется бесплатно, то за захоронение нужно заплатить крупную сумму...
– Государственное регулирование цен на ритуальные услуги законодательством не предусмотрено. По закону стоимость услуг устанавливается хозяйствующими субъектами самостоятельно. В рыночных условиях определение цены происходит из расчета затрат на оказание услуги, платежеспособности населения и ряда других факторов.
Ритуальные услуги имеют свою специфику – отказаться от них невозможно. Этим пользуются недобросовестные предприниматели, необоснованно завышая цены. Кроме того, после утраты человек пребывает в сложном эмоциональном состоянии. Многие не могут объективно оценить ситуацию и часто платят необоснованно большие деньги.
МКУ «ЦРС» оказывает гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе – нужно обратиться с заявлением. Также человек может обратиться в коммерческую организацию, которая оказывает весь комплекс услуг – копка могилы, перенос гроба с телом умершего по территории кладбища к месту погребения, захоронение, драпировка, изготовление и установка надмогильных сооружений и оград.
Например, средняя цена копки могилы составляет 15 тысяч рублей.Если хочется поручить организацию похорон коммерческой ритуальной службе, то нужно внимательно прочитать договор – в нем должны быть четко установлены порядок и условия выполнения работ, их перечень, а также порядок определения цены.
– Есть ли льготы для определенных категорий граждан?
– Социальное пособие на погребение выплачивается Пенсионным фондом РФ, если умерший достиг пенсионного возраста. Если он был трудоустроен, то пособие выплачивается работодателем. Если скончавшийся не относился к указанным категориям, то выплаты осуществляются органом социальной защиты населения по месту жительства либо территориальным органом Фонда социального страхования по месту регистрации в качестве страхователя на день смерти.
Размер социального пособия в Балашихе составляет 4695 рублей. Оно выплачивается не позже, чем через шесть месяцев со дня смерти.
Лицам, чей доход не превышает 200% величины прожиточного минимума, имеющим место жительства в Московской области и взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, оказывается единовременная материальная помощь.
Расходы, связанные с организацией похорон участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы, возмещаются из средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или других федеральных органов, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
– Как решается вопрос погребения, если человек одинокий, у него нет близких и сбережений?
– Гарантии погребения умерших и погибших, не имеющих супруга, родственников и законного представителя, предусмотрены ФЗ «О погребении и похоронном деле» и законом Московской области. Обязанности по обеспечению указанных гарантий возложены на органы местного самоуправления, которые для этих целей должны создавать специализированные службы по вопросам похоронного дела. Таким статусом в Балашихе наделено МКУ «ЦРС».
Наша служба производит захоронение в том числе одиноких умерших. Мы предоставляем гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе, в который входит оформление необходимых документов, предоставление и доставка гроба и других предметов, перевозка тела умершего на кладбище и само захоронение.
– Когда умирает близкий человек, возникает множество вопросов, с которыми многие не сталкивались раньше. Что нужно делать?
– Если несчастье произошло дома, необходимо вызвать участкового врача, а в ночное время – скорую помощь для констатации смерти.
Также нужно вызвать сотрудника полиции, который составит протокол осмотра тела умершего.В его обязанности входит вызов службы, которая осуществляет транспортировку умерших в морг. Если по каким-то причинам полицейский не сделал этого, это нужно сделать самостоятельно по номеру круглосуточной диспетчерской службы 8 (495) 150-21-12. Транспортировка умерших производится бесплатно.
– Какие документы необходимо получить, чтобы заняться организацией похорон?
– Медицинское свидетельство о смерти оформляется моргом после проведения судебно-медицинской экспертизы или патологоанатомического исследования. Если смерть наступила дома, а человек ушел из жизни из-за болезни, медицинское заключение могут выдать в поликлинике по месту жительства. Для этого нужно обратиться к лечащему врачу с бланком констатации смерти, протоколом осмотра, медицинским полисом и медицинской картой умершего.
Далее необходимо обратиться в ЗАГС и предоставить медицинское свидетельство и паспорт умершего для получения гербового свидетельства о смерти и справки о смерти.Чтобы получить разрешение на захоронение с предоставлением нового места на кладбище, достаточно наличия гербового свидетельства о смерти и паспорта родственника или другого лица, взявшего на себя обязанности по погребению.
Если погребение предстоит на месте родственного захоронения, рядом с раннее умершими членами семьи, то понадобиться удостоверение о данном захоронении или оригиналы свидетельств о смерти всех умерших, кто покоится на данном участке, а также документы, подтверждающие родственную связь по отношению к каждому захороненному. Будьте внимательны: повторное захоронение в родственную могилу разрешается по истечении двадцати лет с момента погребения.
– В каких случаях надо действовать через МФЦ?
– В настоящее время все муниципальные услуги в сфере погребения и похоронного дела оказываются исключительно в МФЦ. В текущем году профильными министерствами был разработан типовой административный регламент муниципальной услуги по предоставлению мест для захоронения (подзахоронения), перерегистрации захоронений на других лиц, установки и замены надмогильных сооружений (надгробий). Он был утвержден администрацией Балашихи.
Согласно данному регламенту, все действия, связанные с получением разрешения на захоронение, предоставлением мест для захоронения, оформлением удостоверения о захоронении, регистрации установки и замены надмогильных сооружений, осуществляются через МФЦ или региональный портал государственных услуг.
Оформление удостоверений о захоронении на базе МФЦ выполняется с 2016 года, нововведением является такой способ выдачи разрешения на захоронение и предоставление мест для погребения, который был внедрен в начале ноября. Раньше эти услуги предоставлялись в МКУ «ЦРС».
– Какие документы необходимо предоставить в МФЦ для замены старого удостоверения на захоронение на новое? Сколько времени это займет, ведь дорога каждая минута?
– Замена требуется в случае смерти человека, на имя которого выписано старое удостоверение, а также когда старое удостоверение является недействительным из-за отсутствия отметок организации, которой оно было выдано, – печати и подписи руководителя. Недействительными признаются и удостоверения, оформленные компаниями, чьи полномочия на это не подтверждены.
Регламентный срок оказания услуги – один день.Фактически специалисты МКУ «ЦРС» обрабатывают заявления сразу после их поступления из МФЦ.
– Если с удостоверением на захоронение все в порядке, какие документы нужно принести в МФЦ для получения разрешения на захоронение?
– Паспорт лица, на имя которого оформлено удостоверение, само удостоверение, свидетельство о смерти умершего, документы, подтверждающие родственную связь заявителя с умершим. Это для погребения на участке родственного захоронения.
Для предоставления нового места в МФЦ предоставляется паспорт лица, взявшего на себя обязанности по погребению умершего, и свидетельство о смерти последнего. Одновременно с этим оформляется удостоверение о соответствующем захоронении.
– Что еще нужно знать тем, кому предстоит захоронение близкого?
– При подготовке к похоронам рекомендую посетить кладбище, на котором предстоит погребение умершего. Заведующие муниципальными кладбищами являются сотрудниками МКУ «ЦРС», они дадут консультацию по всем вопросам, проверят наличие необходимых документов, проверят возможность подзахоронения в родственную могилу, ответят на вопросы, помогут спланировать похоронную процессию.
Заведующие присутствуют на кладбищах с 9:00 до 17:00 в будние дни и до 15:00 по субботам. Работники нашей службы всегда поймут случившееся горе и помогут нужной информацией по телефону 8 (498) 520-28-50.
– Бывает, у человека есть место на родственном кладбище, но ему говорят, что удостоверение на захоронение утратило силу. Почему так происходит?
– Нужно обратить внимание, кем выдано удостоверение о захоронении. Согласно закону о погребении Московской области, оформление этого документа выполняет уполномоченный в сфере погребения и похоронного дела орган местного самоуправления, в ведении которого находится данное кладбище.
С 2011 года эти функции выполняли различные структурные подразделения администрации Балашихи: с 2011 по 2014 год – сектор ритуальных услуг управления делами администрации муниципалитета, с 2014 по 2015 год – сектор ритуальных услуг управления промышленности, предпринимательства и потребительского рынка администрации горокруга, с 2015 по 2016 год – отдел рекламы и ритуальных услуг населению управления потребительского рынка и услуг администрации Балашихи, с 2016 года по настоящее время – МКУ «ЦРС».
До 2011 года действующими признаются удостоверения, оформленные муниципальными унитарными предприятиями, которые выполняли обязанности специализированных служб по вопросам похоронного дела в Балашихе. Сейчас эти службы ликвидированы. Замена документа проводится в случае смерти человека, на которого он оформлен.
Удостоверение о захоронении необходимо при благоустройстве участка, установке или замене надмогильных сооружений и оград. В случае похорон удостоверение выдается в МФЦ при получении разрешения на захоронение на основании предоставленных свидетельств о смерти всех умерших захороненных на месте родственного захоронения, свидетельства о смерти усопшего, документов, подтверждающих родственную связь по отношению к каждому умершему, и паспорта заявителя.
То есть наличие удостоверения для получения разрешения на захоронение не обязательно – его оформляют одновременно с предоставлением места для захоронения.Как правило, из-за давности захоронений полностью или частично отсутствуют старые свидетельства о смерти и документы, подтверждающие родственную связь с умершими. В таком случае лучше заранее обратиться в органы ЗАГС для восстановления недостающих документов или в суд с заявлением об установлении юридического факта родства.
– Прокомментируйте ситуацию с жителем микрорайона Салтыковка Олегом Смирновым, который 5ь суток не мог похоронить маму, имея на руках все документы и место на родственном кладбище.
– Действительно, у Олега Смирнова были все необходимые документы для оформления удостоверения и получения разрешения на захоронение, но он по каким-то причинам не подал в МФЦ все свидетельства о смерти ранее умерших и документы, подтверждающие родственную связь.
Каждый случай индивидуален. Если случилось горе, всю информацию о необходимых документах, порядке получения удостоверения и разрешения на захоронение можно получить на кладбищах у сотрудников МКУ «ЦРС», которые всегда готовы помочь в решении самых сложных ситуаций.
– Пожалуйста, назовите адрес, телефон и время работы ритуальной службы Балашихи.
– Служба находится в микрорайоне Железнодорожный по адресу: улица Саввинская, дом 1, корпус 1. Телефон: 8 (498) 520-28-50. Прием населения проводится с понедельника по пятницу с 9:00 до 17:00 без перерыва на обед. По субботам всю необходимую информацию можно получить у заведующих на кладбищах.
Хочу пожелать читателям здоровья и долгих лет жизни, не знать бед и горя. А мои советы пусть останутся информацией, которую придется использовать как можно реже.
Автор Ирина Мальцева