Новосибирский музей мировой погребальной культуры приобрел посмертную маску Маяковского

14.04.2011
Новосибирский музей мировой погребальной культуры приобрел посмертную маску Маяковского - Похоронный портал

…пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.

Из предсмертной записки В. Маяковского.

Фонд Новосибирского музея мировой погребальной культуры пополнился посмертной маской Владимира Маяковского. Маска была снята скульптором Константином Луцким в первые часы после смерти поэта.

Маска находилась в частной коллекции в Нью-Йорке и была приобретена Новосибирским музеем погребальной культуры специально к дню смерти поэта. По просьбе Санкт-Петербургских организаторов, где 14 апреля ежегодно наиболее массово отмечается день памяти Владимира Маяковского, маска передана во временное пользование и станет основным экспонатом в предстоящем мероприятии. Маска вернется в Новосибирск в конце апреля и будет размещена в постоянной экспозиции музея.

Вторым скульптором, снявшим посмертную маску с поэта Владимира Маяковского, на следующие сутки после смерти был Сергей Меркуров. Величайший скульптор за свою жизнь сделал около 300 посмертных масок. В их числе маска Льва Толстого, Михаила Булгакова, Андрея Белого, Владимира Ленина, Феликса Дзержинского, Валерия Чкалова и Михаила Фрунзе.

«Сегодня трудно сказать является ли приобретенная маска копией первого ряда от слепка сделанного сразу после смерти до вскрытия тела, - говорит основатель Музея мировой погребальной культуры, академик Европейской академии Естественных наук Сергей Якушин. – Самым выразительным и ценным является, конечно же, первый отпечаток, соприкасавшийся с лицом умершего, а последующие копии являются вторичными. Известно, Сталин в поисках национальных героев неоднократно отдавал распоряжения особой памятью чтить А. Пушкина, С. Есенина и В. Маяковского. По его важному указанию в 30-е годы были произведены копии посмертных масок этих поэтов для рассылки в музеи филологических факультетов университетов страны. Это были маски второго, а в случае с Пушкиным третьего ряда копий».

Оригинал посмертной маски изготовленной Константином Луцким хранится в московском музее им. В. В. Маяковского.

«Часто вторые и третьи копии по указанию властей и самого Сталина приукрашивались, дорабатывались косметическими шлифовками. Нередко скульптор получал партийное задание выделить выразительные при жизни черты лица и придать лику благородный, умиротворенный вид. В советское время выдающиеся личности было принято идеализировать. Этой целью служили и посмертные маски», - подчеркивает Сергей Якушин.

В 1935 году площадь Старых Триумфальных ворот была переименована в площадь им. Маяковского (с 1992 переименована в Триумфальную площадь). На этой площади установили памятник поэту, организовали его музей на Таганке, начали повсеместно издавать сочинения поэта, изучать их на кафедрах литературы и филологии, преподавать в школах. Одна из красивейших станций метро носит имя Маяковского. Как сказал Сталин, - «Маяковский был и остается лучшим и талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям — преступление». Маяковский считался одним из символов своей эпохи.

По свидетельству исторических хроник, 14 апреля 1930 г. в 10 часов 15 минут в своей рабочей комнате выстрелом из нагана в область сердца покончил с собой Владимир Маяковский. В револьвере из которого он застрелился, была всего одна пуля. Прибывшая «скорая помощь» нашла его мертвым. Днем тело перевезли в квартиру поэта в Гендриковом переулке. Скульптором Константином Луцким была снята посмертная маска, причем не качественно – он ободрал покойному лицо, что не могли не заметить прощающиеся в день похорон. По словам современников, перед похоронами лицо покойного гримировали в течение нескольких часов. Стоявшие у гроба видели плохо скрытые под слоем грима синяки и ссадины.

Лиля Брик, которая была возлюбленной поэта, узнав о самоубийстве Маяковского произнесла: «Хорошо, что он застрелился из большого пистолета. А то некрасиво бы получилось. Такой поэт – и стрелялся из маленького браунинга».

Еще при жизни Владимир Маяковский проходил обследование в Институте мозга у академика Бехтерова, для выявления скрытых признаков, способствующих творческой неординарности поэта. Институт мозга, позднее переименованный в Пантеон мозга, был создан для изучения мозга великих людей для сохранения и изучения свойств гениальности.

Уже в день смерти Маяковского, сотрудники Института извлекли мозг поэта. При среднестатистическом весе мозга обычного человека 1300-1350 грамм, мозг Маяковского весил 1700 грамм. После проведенных анализов учеными была признана уникальность и гениальность мозга поэта, наряду с такими видными личностями как Клара Цеткин, Сен-Катаян, Луначарский, Андрей Белый, Максим Горький, академик Карпинский, академик Сахаров, академик Гулевич, Ленин и Сталин.

17 апреля 1930 года Москва хоронила пролетарского поэта по православной традиции на третий день после смерти. Прощались с поэтом в здании Союза федерации писателей, где прошел траурный митинг, под звуки «Интернационала».

Как рассказывал Николай Денисовский, художник, который с Маяковским создал серию плакатов для Наркомздрава, - «В день похорон невозможно было пройти к гробу, хотя и были пропуска. Митинг происходил во дворе, говорили перед гробом, который уже стоял на грузовике. Милиция оцепила все переулки и площади, а сама улица Воровского была забита народом. Стояли так тесно, что невозможно было пропихнуться. Стояли на тротуарах, мостовой, в подъездах, висели, прицепившись к фонарям, к деревьям и заборам. Крыши были черны от забравшихся на них людей, некоторые крыши даже провалились, порядок наводила конная милиция».

За рулем автомобиля сидел Михаил Кольцов, будущий журналист, из-за неопытности водителя грузовик ехал на слишком большой скорости и оторвался от толпы. Маяковский снова был далеко впереди всех. Когда гроб внесли в крематорий, все хлынули следом. Началась давка. Попасть было невозможно. Казалось, сейчас затрещит здание крематория, милиции пришлось стрелять в воздух, чтобы расчистить путь.

Тело было предано сожжению в Донском крематории, сооруженном по иронии судьбы в реконструированном соборе Донского монастыря. Урна была захоронена на Новодевичьем кладбище Москвы.

У так и не женившегося поэта есть дочь – Патриция Томпсон (1925 года рождения), профессор Нью-Йоркского университета. Русским языком Патриция не владеет, но стихи Маяковского очень любит, хоть и читает их в переводе. Патриция видела своего отца всего раз в жизни – в 1928 году в Ницце во Франции, где часто бывал Маяковский и где он любил покупать одежду. Кроме поэзии и модной одежды, Маяковский фактически ничего после себя не оставил.

Споры, ушел ли поэт из жизни добровольно или был убит, не стихают до сих пор. В последнее время все отчетливее слышны возражения против традиционной версии о самоубийстве поэта, озвученной в день смерти газетой «Красная звезда». Важный аргумент в пользу насильственной смерти служит факт активного неприятия Маяковским культа личности Сталина.

Справка:

Пантеон Государственного Института Мозга.

В 30-е годы ХХ века многих выдающихся людей в СССР хоронили без мозга. Его вынимали для изучения «материальной базы гениальности». В 1924 году была создана лаборатория по изучению мозга Ленина под руководством крупного немецкого невролога, директора Берлинского института мозга, профессора Оскара Фогга. Перед лабораторией поставили задачу найти в мозгу материальные свидетельства его гениальности. Работа проходила настолько успешно, что в 1928 году лабораторию реорганизовывают в Государственный институт мозга (ГИМ), который должен был найти «материальную базу психической одарённости» для открытия возможности создания хирургическим путём гениев - новых советских людей.

Марки, конверты, открытки из фонда Музея мировой погребальной культуры

Фотографии из собраний Государственного музея им. В. В. Маяковского.

Пресс-центр Музея мировой погребальной культуры

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика