В Японии люди сами готовят собственные похороны, которые проходят на высокотехнологичных кладбищах
Технологии XXI века остаются на службе у человека, даже если это служба за упокой души. Япония - самая развитая стана не только в отношении технологий для живых, но и для мертвых. Эксперты подсчитали, что 127-миллионное население страны в течение пятидесяти ближайших лет сократится на 30 миллионов человек. Но свободного пространства под захоронение не так много, поэтому прагматичные японцы строят для захоронений многоэтажные терминалы, оснащенные по последнему слову техники. А чтобы родственники не платили втридорога, люди сами организовывают будущее погребение - в последнее время все большую популярность приобретает связанная с этим ритуальная услуга The End of Life. Под руководством специалистов люди проходят особый подготовительный тренинг, самостоятельно выбирают место захоронения, фешенебельный гроб, заказывают фотографии на памятники и даже проводят фотосессии собственных похорон.
Японцы славятся рациональным подходом ко всему, включая смерть и все, что с этим связано. Здесь никого не смущает, что кладбище может соседствовать с развлекательным центром. Одна проблема - урбанизация, свободного пространства становится все меньше. Из-за увеличивающегося среднего возраста рост смертности в Японии неуклонно растет. По оценкам деятелей похоронного бизнеса, к 2035 году ожидается 1,7 млн смертей, тогда как 10 лет назад этот показатель составлял 1 млн.
При этом японские похороны одни из самых дорогих в мире. По данным Японской ассоциации потребителей, средняя их стоимость составляет около 2,31 млн иен ($25 тыс.). Такая высокая цена обусловлена не только дороговизной жизни в Японии, но и тем, что родственники умерших считают неприличным экономить на погребении близких. Этим цинично пользуются похоронные бюро, которые устанавливают космические цены на свои услуги. Зачастую агенты агрессивно давят на родственников, заставляя подписать дорогие контракты. Кроме того, полная стоимость похорон сразу не оглашается и становится, как правило, неприятным сюрпризом. Исследования показывают, что в 96% случаев агенты включают в перечень услуг дополнительные сервисы, не согласовав их с клиентом.
Оптимальным решением стал заказ всех ритуальных услуг при жизни. Такая японская услуга получила вполне европейское название - The End of Life. Все желающие могут заблаговременно подготовиться к собственной похоронной церемонии: позаботиться о могиле, гробе и других соответствующих атрибутах, и, что немаловажно, оплатить все услуги (для этого действуют удобные схемы рассрочек - помесячных выплат вполне "подъемных" сумм).
О том, что следует сделать, прежде чем отправиться в последний путь, японцам рассказывают на тематических семинарах, проводимых, в частности, компанией Aeon Co, крупнейшим в стране поставщиком ритуальных услуг и товаров. Люди получают полезные консультации по оптимальному выбору гроба и всех необходимых услуг. Причем к выбору кофра японцы относятся с большим энтузиазмом. Они ложатся внутрь, фотографируются, подбирают под него подходящий наряд и макияж. Причем эксперты отмечают, что собственные похороны готовят не только пожилые люди, но все чаще и молодежь - чтобы "не заморачиваться" в будущем.
Что касается кладбищ в Японии, то они представляют собой оригинальный синтез чисто японской эстетики и характерного стремления к максимальному задействованию высоких технологий. Вместо унылых саркофагов и шаблонных надгробий здесь вырезанные в кристаллах статуи Будды, которые подсвечиваются светодиодными лампами.
Проблема нехватки земли для кладбищ решается путем создания сверхсовременных терминалов - многоэтажных зданий, которые могут служить одновременно и храмами. Здесь умещается в десятки раз больше захоронений, а искать могилу родственника и вовсе не нужно: одно нажатие кнопки и прах усопшего сам поднимается на поверхность.
Родственники умерших, чтобы навестить могилы родственников, получают пластиковую карточку с микрочипом, в котором зашифрован номер могилы и место, где она расположена. Через 20 секунд стеклянные двери раскрываются, и урна с прахом оказывается перед посетителем. Время для молитвы не ограничено. После ее завершения достаточно просто нажать кнопку, и урна отправится на прежнее место. Шахта за могилами уходит вниз на несколько этажей. Внутри кладбище напоминает конвейерную установку на промышленном предприятии. Одновременно можно вызывать сразу более десятка урн. Со временем терминалы обычно дополняются новыми блоками на несколько тысяч мест.
Отпевание по буддийскому обряду в Японии - самый распространенный вариант прощания с покойным. Церемония проходит в строгом соответствии с древними традициями. Но вместо традиционной бумажной фотографии - электронный портрет на жидкокристаллическом экране.
Получить место на кладбище в стиле хай-тек стоит почти $8 тыс. После этого нужно ежегодно вносить еще около $170, в счет расходов на обслуживание могилы. Оплата производится ежемесячно - до покрытия всех расходов.
Японцы наглядно демонстрируют, что ко всему стоит относиться разумно и рационально, в том числе к смерти. Ведь к тому, чего избежать невозможно, лучше подготовиться заранее, чтобы даже в гробу выглядеть наилучшим образом. А отправившись в мир иной, не занимать полезное земное пространство.