Задержание преступников, которые несколько месяцев держали в страхе автомобилистов столичного региона, не дало ответов на все вопросы. Как следует из официальных комментариев, бандиты убивали своих жертв исключительно из корыстных побуждений. Сотрудники правоохранительных органов считают эту версию слишком простой. На основе неофициальных бесед с полицейскими «РР» реконструирует возможную логику расследования
Банду прозвали GTA, как компьютерную игру. Название это пытается объяснить необъяснимое — бессмысленность убийств. Преступники подбрасывали на дорогу шипы, а когда автомобиль с пробитыми шинами останавливался, водителя и пассажиров расстреливали. Именно отсутствие явного мотива и пугало больше всего, ведь нет ничего хуже неизвестности. Говорили о маньяках, бывших сотрудниках спецслужб, стреляющих в людей ради удовольствия, искали украинский след и даже след боевиков ИГИЛ. Спецоперация по задержанию преступников началась в ночь на 6 ноября. Спецназ штурмовал дом в Подмосковье, где помощником по хозяйству трудился предполагаемый главарь банды Рустам Усманов. Вооруженный пистолетом и гранатой, он оказал сопротивление и был застрелен. В тот же день задержали других членов банды. В конце прошлой недели следователи получили доказательства причастности арестованных к убийствам — была обнаружена мастерская, где преступники переделывали травматические пистолеты в боевые и затачивали шипы. Всего в ходе спецоперации было задержано шесть человек, обнаружено 20 единиц оружия и большое количество боеприпасов. Казалось бы, дело сделано, банда ликвидирована, президент страны вынес благодарность министру внутренних дел. Но осадок остался — до сих пор непонятно, что же на самом деле происходило.
Грабители?
По официальной версии СК, главной целью преступников, которые с 2013 года отправили на тот свет 14 человек, были деньги убитых. Но в неофициальных беседах сотрудники правоохранительных органов ставят эту версию под сомнение, логика грабежа не дает мотива:
— Есть понятие «имущественное преступление», — рассказывает «РР» работник московского уголовного розыска, — и есть понятие «организованная преступная группа». Она потому так и называется, что ее участники готовятся к преступлению, ищут тех, кто может сообщить, где лежат деньги, а когда такая информация получена, разрабатывается план и пути отхода. Расстрелы на дорогах явно не тот случай. С точки зрения бандита, это нерентабельное преступление. Оружие стоит денег, патроны стоят денег. А сколько можно получить при убийстве водителя, едущего, допустим, на дачу, которого преступники останавливают наугад? При этом риск быть обнаруженными очень велик.
Мафия?
Операция по задержанию главаря прошла в поселке Удельная Раменского района Подмосковья
Фото: Виталий Белоусов/РИА Новости
Пока среди задержанных — одни выходы из Средней Азии. Отсюда версия о специфической этнической или земляческой природе банды. Но до последнего времени полиция практически не имела дела с организованной преступностью со среднеазиатским окрасом. Долгие годы основные усилия правоохранительных органов были направлены на борьбу с различными кавказскими этническими группировками. Одни были связаны с криминальными бизнесами, другие — с традиционными еще с советских времен воровскими специализациями, третьи — с войной. Совсем недавно в Москве было фактически полностью обезврежено сообщество барсеточников, довольно этничное. Тут дело, понятно, не в культурной специфике, а в истории возникновения разных криминальных бизнесов.
Об организованных преступных сообществах, целиком состоящих из выходцев из каких-либо среднеазиатских стран, еще пару лет назад никто не слышал, а в полицейской практике никакой охоты на такие сообщества не было. С точки зрения криминальной экономики этнические банды могут возникнуть там, где есть традиционные бизнесы, так или иначе связанные с диаспорами, а их уже крышуют или кошмарят, так сказать, свои банды. Но выходцы из Средней Азии в массе — наемные низкооплачиваемые работники, что с них возьмешь? Преступники бывают всех национальностей, и единичные преступления совершаются в том числе и выходцами из Средней Азии, но организованная этническая банда должна иметь экономическую базу, в которой фактор землячества может быть выигрышным в конкуренции с другими бандами.
В последние годы все же, по словам оперативников, таджикские, узбекские и киргизские банды стали реальностью. Их отличает жесткая иерархия и беспрекословное подчинение лидеру. Сейчас они пытаются взять под контроль мелкие торговые точки, рестораны и клубы, принадлежащие соотечественникам. Но ключевой бизнес — обслуживание наркотрафика, что объясняет этничность: основной трафик наркотиков идет из Азии, поэтому и соответствующие преступные группы постепенно вытесняют прежних крышевателей наркоты.
Можно было допустить, что GTA — одна из таких банд: жестокость, организованность и невиданная наглость вроде бы на это указывают. Но где мотив? Обычная картина преступлений — нападения на наркокурьеров из среднеазиатских стран или разбой при передаче партии героина. Ничего похожего в данном случае и близко нет.
Экстремисты?
К поискам GTA на определенном этапе подключилась ФСБ, что может указывать на то, что это не обычный криминал. Задержание стало результатом оперативной разработки спецслужб, по крайне мере, на допрос задержанных на Дмитровском шоссе сотрудники ФСБ приехали подготовленными — в какой-то момент одному из подозреваемых предложили посмотреть на фотографии его семьи, после чего он и начал сдавать подельников.
О задержании исламистов силовики отчитываются чуть ли не ежегодно. Например, в 2013 году в Москве арестовали 14 членов экстремистской организации «Ат Такфир валь-Хиджра», имевших в арсенале пистолеты и бомбы. Летом 2014 года Мосгорсуд вынес приговор четырем участникам исламистской преступной организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Московская ячейка планировала подрыв пассажирского поезда, а ее лидеры, ни больше ни меньше, — насильственный захват власти в России. Как правило, подобные группы занимаются криминалом, в том числе и для того, чтобы внести финансовый вклад в идеологическую борьбу. В 2012 году, к примеру, при попытке вооруженного разбойного нападения на офисно-складские помещения в Химках была разгромлена банда, поддерживавшая деньгами бандитское подполье на Северном Кавказе.
Потому нельзя исключить версию, что убийства на дорогах были проверкой на преданность или обучением только что завербованных боевиков. В беседе с «РР» сотрудник МВД напоминает, что одним из первых случаев, возможно, связанных с GTA, было нападение на троих молодых людей, ехавших на машине из Рязани в Москву. По свидетельству одного из случайно выживших (когда началась стрельба, он что-то искал на полу машины), преступников не интересовали ни деньги, ни ценности. На дороге стояли трое и вели по автомобилю огонь. Свидетель утверждал, что это был просто расстрел, после которого бандиты даже не стали проверять, выжил ли кто-то.
Кроме того, действия лидера банды Рустама Усманова при задержании похожи на поведение непримиримых ваххабитов в Дагестане или Ингушетии, которые лучше умрут, чем пойдут в плен к мунафикам.
Почему же Следственный комитет отвергает версию исламского экстремизма, когда расследование по большому счету только началось? Может быть, чтобы избежать обсуждения грандиозного провала3? Экстремисты, которых задерживали в Москве в последние годы, в большинстве своем не успевали перейти от замысла к делу. Готовили, но не совершили теракт; хранили, но не успели пустить в дело оружие и взрывчатку. С бандитами из GTA совсем не так. Они почти два года только и делали, что убивали. Окажись они исламистами, это означало бы, что система просто не смогла среагировать на новое проявление террора, что у силовиков в прямом смысле этого слова под боком (главарь GTA работал помощником по хозяйству при доме чина из Генпрокуратуры) выросло наше подмосковное исламское подполье. Это означало бы, что московский джамаат превратился из информационной химеры в жутковатую реальность.