Офисные сплетни кажутся отличным развлечением. До тех пор пока не касаются лично вас. Стоит слишком эмоционально отреагировать или допустить ошибку — и вы обнаружите, что попытались затушить костер бензином. Но и игнорирование слухов не самый лучший выход. Можно подмочить репутацию, да и карьере навредить.
Бизнес-тренеры создают специальные методики, как справляться со слухами на работе. Если речь идет о чем-то безобидном или же сплетник не пользуется среди коллег особым доверием, лучший вариант — его игнорировать, рассказывает президент тренинговой компании Professionalism Matters Дана Браунли: «Задайтесь вопросом: а готовы ли вы биться не на живот, а на смерть ради опровержения? Помните: если покажете, что слухи вас расстроили или задели, возникнут подозрения, что нет дыма без огня». В таких случаях часто хватает просто спокойного опровержения. Но если слухи могут отразиться на репутации или рабочем процессе, приходиться быть жестче.
Как не стать жертвой психологического террора →
Коуч Пегги Клаус недавно консультировала женщину-менеджера из сферы коммунальных услуг. Под ее началом было несколько команд техников. Они любили посудачить, что начальнице явно не хватает технических знаний. Возникли реальные опасения, что это дойдет до начальства и ее уволят, рассказывает Клаус. Та начинала чувствовать себя загнанной в угол.
Клаус посоветовала защищаться, причем делать это с юмором, иначе ее съедят без хлеба. Менеджер побеседовала с каждой из команд технарей и вызвала немало улыбок, заявив: «Знаете, до меня дошли некие слухи — конечно, не от кого-либо из здесь присутствующих, — мол, я и эта работа не очень-то подходим друг другу. Ну я открыла еще немало нового о себе. Но так как здесь собрались мужчины, не будем произносить все вслух». Она добавила, что рассчитывает на каждую из команд — если где-то ей не хватит знаний, она с удовольствием поучится. Последнее было повторено несколько раз разными словами. И окончила: «Я никуда не ухожу. Если есть какие-то вопросы обо всем сказанном, заходите, пообщаемся». Сплетни сошли на нет.
Пройдите тест: Что о вас на самом деле думают коллеги? →
Психотерапевт Кристина Штайнорс-Пауэлл вспоминает, как сама стала объектом слухов. Судачили о ее отношениях с коллегой из психиатрической клиники. Оба были одиноки, работали в разных департаментах и сошлись. Как-то их засекли за совместными покупками.
Коллеги стали невзначай интересоваться, как она провела выходные. Если она выглядела особенно хорошо, сыпались шутки, что она мечтает понравиться дружку. Они с коллегой давно расстались, а намеки продолжали сыпаться. Это раздражало. Кристина не реагировала — ведь она не делала ничего предосудительного и не хотела, оправдываясь, показаться виноватой или расстроенной. Так что она решила воспринимать пересуды как еще одно забавное неудобство на работе. Через восемь месяцев она поменяла компанию. Сейчас она говорит, что нужно было бы объясниться с главной сплетницей. Ведь у нее были все шансы это прекратить.
Не все сплетни вредны. Порой они помогают снизить стресс или разочарование из-за несправедливости. Или привести в чувство эгоистичного или ленивого работника. Не стоит забывать и о том, что знать последние сплетни и делиться ими — способ добиться влияния среди коллег.
Вот почему важно, борясь с распространителями слухов, не заставлять людей оправдываться. Браунли вообще советует избегать слов вроде «сплетни, слухи, кривотолки» и других синонимов, носящих явно негативную окраску. То, что для одного слух, для другого — распространение информации, замечает она.
Почему интриганов так любит карьера →
Келли Дрейк как-то узнала, что один из подчиненных рассказывает небылицы о причинах ее развода, проходившего как раз в то время. Она вызвала этого человека к себе и дала понять, что знает о слухах. А потом перевернула ситуацию, попросив о помощи: «Была бы весьма признательна, если бы вы стали моим адвокатом и помогли прекратить эти разговоры». Дрейк недаром работает в компании-консультанте по переговорам. Придя в себя от изумления, подчиненный согласился помочь. Этому приему Дрейк научилась, когда готовила тренинг по позитивной коммуникации.
Порой к сдерживанию сплетников привлекают сотрудников HR-отдела. Политика многих компаний предусматривает запрет на распространение слухов. Сформулирован он как требование к работникам общаться между собой в позитивном и профессиональном ключе.
Несколько лет назад в Millard Group усилились трения между двумя сотрудниками, которые и без того терпеть друг друга не могли, вспоминает управляющий партнер хедхантинговой компании Middletown Поль Миллард. В итоге компания специально включила пункт о позитивном общении в требования к сотрудникам. Подробнее о конфликте он не рассказал, сославшись, что это как раз и будет распусканием сплетен. Но при найме новых сотрудников Миллард всегда предупреждает: «В этой компании у нас нет времени на то, чтобы сплетничать».
WSJ, 7.10.2014, Антон Осипов