«То, что вскрылось в Сочи, к сожалению, характерно для всей Кубани. Сфера похоронного бизнеса у нас в регионе крайне криминализирована, монополизирована и коррумпирована. Можно даже сказать, что гораздо больше, чем в других регионах России.
Обычно человек сталкивается с рукотворными проблемами на всех этапах похорон. После смерти человека всегда вызывается участковый, который при наличии признаков насильственной смерти отправляет тело на судмедэкспертизу, при их отсутствии — экспертиза не проводится. Но почему-то у нас в Краснодаре на судмедэкспертизу тело отправляют практически всегда. Здесь выигрывают экспертные учреждения, которые получают из бюджета оплату за каждое вскрытие.
Евгений Полянский в своём похоронном бюро "Свет" (Краснодар)
Возникают проблемы на этапе сдачи тела в морг. Почему-то частным ритуальным агентствам это сделать сложно, гораздо проще сдают тела муниципальные предприятия. При этом за доставку у нас они берут оплату, в то время как, например, в Москве это происходит бесплатно. Возникают сложности с подготовкой и одеванием усопшего. В моргах часто отказывают в оказании этих услуг, но при подключении какой-то конкретной фирмы проблема вдруг решается. Создаются проблемы и при выдаче тел из моргов: задержки, выдача во второй половине воскресенья. Но опять-таки преодолеваются эти проблемы путем заключения договора с нужной ритуальной конторой.
Убитые горем люди, как за ручку, заводятся в конкретные фирмы. В таком состоянии они не находят в себе сил спорить, судиться и соглашаются на все условия, лишь бы спокойно похоронить близкого человека.
С местами на кладбищах тоже регулярно возникают проблемы. Постоянно сталкиваюсь с тем, что людям предлагают плохие места и они в итоге вынуждены вступать в дополнительные договоренности, чтобы похоронить родственника в пригодном месте.
Самое главное, что все эти проблемы носят рукотворный характер. И я точно знаю, будь политическое решение, они могут быть очень просто решены. Но, к сожалению, то тут, то там я вижу связи монополизировавших этот рынок ритуальных фирм с местными властями, их странные отношения, когда на территории муниципальных организаций размещаются сотрудники фирм-монополистов либо похоронные отделы местных администраций размещаются в непосредственной близости к офисам частных ритуальных фирм».