Стоимость только одного участка под строительство крематория составляет 60 миллионов
Источник: Татьяна Кривенко / NGS.RU
Снова к теме строительства крематория в Омске вернулись лишь в 2006 году, когда к омским властям обратилась компания «Алта» из Чехии. Она намеревалась построить крематорий в нашем городе при поддержке Чешского экспортного банка и страховой компании «Эгап». Но от строительства в итоге пришлось отказаться из-за проблем с финансами.
Вновь к теме кремации в Омске обратились лишь в 2013 году, когда мэр города Вячеслав Двораковский заговорил о проблеме отсутствия свободной земли на омских кладбищах. Строительство крематория он назвал
«шагом к цивилизованной ступени развития общества». Тогда же компания «Норд-Роад» попыталась получить семь гектаров земли на территории Ново-Южного кладбища, чтобы построить там крематорий, дом траурных обрядов и колумбарий. Департамент архитектуры был готов предоставить землю, но в последний момент выяснил, что без торгов здесь не обойтись. «Норд-Роад» подал в суд иск о
«незаконном бездействии заинтересованного истца», выиграл в первой инстанции и апелляции, но проиграл кассацию. Строительство крематория так и не началось.
Время истекло
Спустя еще три года мэрия объявила о поиске инвестора для строительства крематория возле Западного кладбища. Тема взбудоражила жителей Троицкого сельского поселения. Они стали возмущаться, что возле их жилья начнут проводить «огненные похороны», хотя по нормам СанПиН до жилых домов от участка было выдержано необходимое расстояние в 500 метров. В итоге тема строительства крематория в Омске заглохла на несколько лет.
В марте 2019 года бизнесмен Артем Николаев заговорил о планах строительства крематория в Морозовке. В этот проект он собирался вложить 200 миллионов рублей. К работе пригласили известного омского архитектора Сакена Хусаинова — он предложил сделать крематорий белым. Работы планировалось закончить летом 2020 года. Но они затянулись: сначала бизнесмен долго не мог получить документы по согласованию санитарной зоны, а потом в планы вмешалась пандемия коронавируса. В конце концов Николаев поставил реализацию своих планов на паузу и пока к ним не возвращался.
Следующим застройщиком, заявившим о планах строительства крематория в Омске, стала екатеринбургская компания
«Феникс», принадлежащая бизнесмену Максиму Максимову. В 2022 году ей выделили участок в Старом Кировске на 3-й Казахстанской улице.
Объем инвестиций должен был составить 176 миллионов рублей. Однако и у «Феникса» возникли сложности. Компания планировала закончить все работы уже в этом году, но из-за санкций и нехватки финансов они так и не начались — на участке появился только забор. Как стало известно NGS55.RU, разрешение на строительство, которое свердловская компания получила еще при прежнем губернаторе Александре Буркове, истекло прошлым летом. За новым компания пока не обращалась — сейчас она занята поиском денег.
Только за землю — 60 миллионов
Крематорий строится недолго. По словам министра энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области Владимира Шнипко, в среднем строительство занимает от года до двух лет. Но до этого дело так и не доходит: почти 20 лет подряд все инвесторы запинаются об одни и те же проблемы — непомерно высокие финансовые аппетиты омских властей и трудности с согласованием участка. По словам омского бизнесмена Виктора Шкуренко, в Омске нет комфортных условий для инвесторов, решивших вложиться в этот бизнес. Предприниматель рассказывал, что его партнер по бизнесу Денис Костылев присматривался к участку в Русской Поляне, однако только за землю под строительство крематория омские власти запросили 60 миллионов рублей.
Подключить крематорий к коммуникациям — отдельная расходная статья
Источник: Татьяна Кривенко / NGS.RU
— Сформировать участок под строительство крематория непросто — нужны определенные усилия властей. И вот власти подготовили участок с таким видом разрешенного использования, его выиграла екатеринбургская компания, но ничего не построила. Уже можно сделать выводы. В итоге его выставляют на продажу и за такую цену, за которую я его не куплю принципиально. Я готов им заплатить за эту юридическую работу, но не 60 миллионов, — пояснил Виктор Шкуренко нашему изданию.
В итоге Виктор Шкуренко и его бизнес-партнер всё-таки построили крематорий в Ростове. По словам ретейлера, там реализовать этот бизнес оказалось намного проще, чем в Омске.
Высокая стоимость участка — не единственное разочарование, с которым приходится сталкиваться предпринимателям при реализации подобных проектов. Дополнительно нужно оплатить стоимость подключения к коммуникациям — а это еще как минимум 30 миллионов рублей. Вместе со всеми техусловиями и разработкой проекта подключение составит около 50 миллионов рублей. Это еще четверть сверху той суммы, на которую рассчитывает предприниматель изначально.
И всё-таки надежда на то, что в Омске появится крематорий, остается. За два дня до наступления 2024 года в едином государственном реестре появилась запись о положительном заключении экспертизы проекта строительства крематория в селе Надеждино Омского района. Его планируют возвести на участке площадью 8,3 тысячи квадратных метров. З
астройщик объекта — московская компания «Помощь» — обязался платить за аренду участка 300 тысяч рублей в месяц. Если всё сложится благополучно, омичам, выбравшим альтернативный способ похорон, больше не придется перевозить тела своих родственников в соседний Новосибирск.