Армяне живут в Москве с незапамятных времен. Первое письменное упоминание об этом отсылает нас к 1390 году, когда некий армянин Авраам в пожаре потерял свою лавку. С тех пор этот народ активно участвует в жизни города. Первое кладбище армян находилось на Большой Грузинской улице и называлась Армянским Пресненским кладбищем, здесь же работала их первая церковь. Но территория была маленькой и не вмещала всех умерших. Поэтому в 1805 году старейшина армянской общины Минас Лазарев обратился к московскому правительству с просьбой выделить новый участок для захоронения. Власти откликнулись и предоставили армянам два гектара.
Этот некрополь продолжает работать до сих пор. Сейчас там периодически проходят экскурсии, а посетители внимательно следят за состоянием надгробий. Возможность подробно погрузится в историю кладбища нашей редакции предоставила компания «Москва, которой нет». Утром корреспондент MSK1.RU встретился с гидом Юлией Косовой, которая и рассказала про большую часть занимательных историй, что хранит в себе старый некрополь.
— Армянское кладбище очень сильно отличается от других, — рассказала экскурсовод. — Оно более ухоженное, и здесь есть такая традиция, что люди не оставляют соседские заброшенные могилы без внимания. Вообще у армян принято так: показывать любовь к ушедшим. К тому же здесь чувствуется какое-то почитание, то есть они и профессию укажут, эпитафию красивую напишут. Когда я захожу сюда, как будто бы попадаю в Армению. Перешагиваю границу кладбища, и всё сразу меняется: тут тишина, изоляция, другой мир. Словно оказываешься в прошлом»
Путешествие началось с северного входа, где на арке можно заметить надпись на армянском, которая отсылает к дате постройки церкви. Каждый, кто вдруг надумает посетить это место, обратит внимание на ограду. Она была построена в 1859 году архитектором Михаилом Быковским. С тех пор можно считать, что армяне — первые, кто заложил моду на краснокирпичные строения. К стене будто бы примыкает здание, расположенное слева от входа. Это Поминальный дом, построенный в 1903 году.
— У него очень интересная история, — уточнила Юлия. — В конце XIX века жили в Москве банкиры братья Джамгаровы. Они были очень богатыми людьми. Настолько богатыми, что могли себе позволить рекламу на целую полосу газеты. Тогда это было признаком богатства.
Однажды один из братьев Исаак Джамгаров поехал в родное село Шуша открывать больницу. Но там его взяли в плен члены движения «Дашнакцутюн».
«Дашнакцутюн» — официальное название на русском языке — Армянская революционная федерация. Основная деятельность организации была направлена на освобождение турецкой Армении и противодействие Турции. В ходе борьбы дашнаки часто прибегали к радикальным мерам. Проводились захваты банков, типографий, производственных предприятий. В том числе использовалась тактика захвата заложников.
Исаак пообещал бандитам отдать деньги по приезде в Москву, и его отпустили, но свое обещание Джамгаров не сдержал. После этого его зарезали средь бела дня на паперти Крестовоздвиженской церкви. Оставшиеся братья в память о погибшем построили Поминальный дом. Со временем здание стало своеобразным кенотафом.
Кенотаф — памятник, считающийся надгробным, но там не содержатся останки покойного, своего рода символическая могила.
В 1997-м уже другие братья Айрапетян реставрировали дом. Эту информацию можно прочитать на табличке, прикрепленной к зданию.
Надгробие самому себе: история великого скульптура
В 1997 году на армянском кладбище была крупная реставрация, участие в которой принимал известный советский, армянский и российский скульптор Фридрих Согоян. Из-под его руки слева от центрального входа появился памятник Оставленным могилам. Основной смысл этого сооружения дословно передает надпись на белой каменной доске: «Возведенный в честь тех, кого уже нет в живых и чьи места последнего приюта недоступны для поклонения родными и близкими». Смысловая нагрузка этого шедевра тесно переплетается с историей Армении.
Дело в том, что за XX век на долю страны выпало немало горя. В 1915 на территориях, контролируемых властями Османской империи, был организован геноцид армян. По этой причине очень многие, оставив могилы родных, бежали на территорию Российской империи. Далее, конечно, была Великая Отечественная война, после — Спитакское землетрясение (Ленинаканское) и в конце концов — Карабахская война. Огромное количество могил были оставлены, разрушены и навсегда утеряны.
— Сюда не обязательно даже армяне приходят. Когда меня спрашивают: «Куда можно возложить цветы Майе Плисецкой?», я отвечаю, что можно вот сюда. А дело в том, что у нее нет могилы по завещанию, так как свой прах она попросила смешать с прахом мужа, — объяснила гид.
Армянская скорбящая девушка держит в руках хачкар, с обеих сторон от нее камни, на которых высечены обломившиеся хачкары, орел — символ династии — и красноармейские звездочки.
Хачкар — вид армянских архитектурных памятников и святынь, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста. Слово хачкар образовано из армянских корней «хач» — «крест» и «кар» — «камень».
Создатель этого прекрасной скульптуры скончался в 2019 году. Тогда стали думать, какой же памятник ему поставить. Оказалось, что во время реставрации Согоян успел сам сделать себе надгробие. Рассматривая шедевр, можно понять, что здесь высечен сам Фридрих, обнимающий свою жену со спины. В одной руке он держит молот, которым из камня высекает жизнь свою и своей семьи.
Звездный переполох на кладбище
Чем глубже в некрополь, тем тише и холоднее. Здесь — три фигуры, истории которых тесно переплетаются с медалями Советского Союза. Первый из них — Самвел Матевосян — участник обороны Брестской крепости. Он одним из первых поднял отряд на сопротивление немецким пулеметчикам, дошел до Берлина и написал там на рейхстаге «Я из Бреста. Самвел Матевосян».
Жизнь сложилась так, что мужчина вернулся к себе на родину — в Армению. Там он доказал, что золотые прииски не нужно консервировать, так как там еще можно добыть еще много драгоценного металла. За это ему дали звезду героя социалистического труда. Но радоваться награде долго Самвелу не позволил вышедший в 1971 году том большой советской энциклопедии, где он был указан в числе погибших при обороне крепости. Начался переполох, в котором Матевосяна обвинили в присвоении чужих документов себе. Конечно, в дальнейшем его правоту доказали, но медали он лишился. Но уже по причине того, что закупил для своей дачи материалы по цене государственной, а не гражданской, а тогда это приравнивалось к коррупции. Примечательно то, что на его памятнике неправильно изображена звезда — внутри гравер не изобразил серп и молот.
Далее мы рассмотрим могилу личного архитектора Сталина — Мирона Мержанова. Именно он разработал макеты медалей «Герой Советского Союза» и «Герой Социалистического труда». В 1942 мужчина был арестован, и все его творения были переписаны на других архитекторов, а звезды — на Дубасова и Поманского. По сей день во многих энциклопедиях именно так и написано. Доброе имя Мирона восстановил его внук Сергей, который приложил к этому очень много сил. Конечно, спустя время архитектора освободили, но занимался он уже писанием акварелью.
И наконец — скульптура, созданная Верой Мухиной. Памятник изображает Иосифа Дондыша — героя Советского Союза. Однако всё не так просто, как кажется на первый взгляд.
— Он действительно герой, — заверила Юлия. — Говорят, он пал смертью храбрых в 1942 году. Но в списке героев СССР такой человек не числится.
Мама Иосифа в свое время испугалась, что после ее смерти некому будет ухаживать за могилой. Она понимала, что за местом захоронения героя Советского Союза кто-то да будет следить, поэтому и заказала памятник скульптору Вере Мухиной. Прежде чем некрополисты поняли хоть что-то, прошло несколько лет. Была идея спилить звезду на надгробии бензопилой, но никто бы не одобрил такое обращение с творением Веры Мухиной. Таким образом, мать Дондыша предугадала все.
Король шахмат и обманутый композитор
Среди могил на армянском кладбище можно найти место захоронения Тиграна Петросяна — шестикратного чемпиона мира. Шахматист рано потерял родителей, и его воспитывала старшая сестра. На одной из экскурсий по Дворцу пионеров маленький Тигран попал в шахматную секцию. После этого он сильно увлекся этой игрой и никуда не уходил. Друзья часто шутили: «Представьте, если бы он попал в оперную студию». Со временем Петросян стал разрабатывать журнал «64» и хотел посвятить этому делу остаток жизни. Поэтому, когда шахматист потерял свое звание, он вздохнул с облегчением.
— А это Микаэл Таривердиев, я около него могу два часа стоять и рассказывать, — улыбнулась Юлия, когда мы подошли к надгробию композитора 132 фильмов. Одно из самых его известных произведений — «17 мгновений весны». Как только вышла последняя серия фильма, так сразу пришла телеграмма в адрес Союза композиторов на имя Микаэла Таривердиева. Ну и кто в России и странах СНГ не смотрел «Иронию судьбы, или С легким паром»? Да, эту композицию тоже написал Таривердиев.
«Поздравляю вас с успехом моей музыки в вашем фильме», — гласят слова в письме, подписанном именем Френсиса Лея. И хотя ничего такого схожего в композициях не было, народ воспринял это как прямое обвинение в плагиате. После этого на каждой творческой встрече Таривердиеву предъявляли за кражу чужих творений.
В конце концов выяснилось, что телеграмма была неудачной шуткой Никиты Богословского. Из-за таких вот «дружеских» издевок у впечатлительного Микаэла появились проблемы с сердцем. Спустя время у композитора закрутился роман с Людмилой Максаковой, который закончился тем, что она задавила человека. Таривердиев взял вину на себя.
— В это время он как раз начал писать альбом, который я всем рекомендую, называется «Я такое дерево». Его надо слушать подряд, там он читает стихи своих друзей. Но не просто читает — там используется речитатив.
В итоге музыканту дали два года. История с аварией стала известной, и на ее основе сняли фильм «Вокзал для двоих».
— Всё, что чувствовал Микаэл, несмотря на то, что его пригласили на премьеру, — неприязнь и боль, — добавила экскурсовод.
Куда больше негативных эмоций ему принес случай, произошедший незадолго до премьеры балета, музыку для которого писал он. Это была мечта композитора, несбывшаяся из-за внутренних передряг в Большом театре. На эмоциях творец отнес чемодан, в котором было 17 килограммов нот, на свалку. В 1996 году он неожиданно скончался в Сочи.
Некропольский одинокий дудук
Перед уходом нам удалось пообщаться с самым частым посетителем армянского кладбища — Борисом. Вот уже 28 лет подряд мужчина приходит сюда и играет свою прекрасную музыку, погружая весь некрополь в странную загадочную атмосферу.
— Люди привыкли ко мне, не хотят отпускать. Мои мелодии нравятся им намного больше, чем других. Если бы мне не нравилось, я бы не сидел тут. Человек где-то устраивается на работу и уходит — это не мое. Я вот 28 лет уже, — рассказал он.
Раньше мужчина играл вместе со своим товарищем, но тот умер. Борис — самоучка, игре на дудуке его никто не учил. Изначально он занимался кларнетом, но после один знакомый его убедил, что дудук всё же лучше. Занимательно то, что других обучать музыкант не особо горит желанием.
Дудук — музыкальный духовой язычковой инструмент древнеармянского происхождения, обладающий мягким певучим звучанием. Дудук представляет собой трубку с девятью игровыми отверстиями и двойной тростью.
Для кладбища Борис уже стал неотъемлемой частью: работники любят его и оставляют чаевые, с удовольствием наслаждаются его творчеством. Он — местная знаменитость, за время работы успел даже побывать на НТВ.
— Это был 96-й год. Дибров послал сюда машины, 45 минут мы были в студии. Сюда даже приезжали люди из Америки, фотографировались с нами. Первым дудуком, который звучал в Москве, были мы.