Жизнь после смерти в Казахстане

05.04.2023
Жизнь после смерти в Казахстане - Похоронный портал
Ежегодно в Казахстане умирают порядка 152 тыс. человек, на захоронение которых в среднем уходит 44,5 млн долларов. Финансовый маркетплейс Ranking сообщал, что в первом квартале 2022 года объем ритуальных услуг составил более 1,8 млрд тенге, что в 2,3 раза больше в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Учитывая постоянную потребность, эта сфера, как и любая другая, должна четко регулироваться. В 2019 году Министерство национальной экономики утвердило Типовые правила погребения и организации дела по уходу за могилами, которые позже были приняты маслихатами в каждом регионе. Из нормативных документов также имеются «Санитарно-эпидемиологические требования к кладбищам и объектам похоронного назначения», утвержденные приказом министра нацэкономики от 26 февраля 2015 года.

Однако за соблюдением правил фактически никто не следит. Отсутствие стандартов похоронного дела приводит к различным правонарушениям – нет контроля над захоронениями, предос­тавлением участков, благоустройство кладбищ не осуществляется должным образом. Были случаи, когда новые захоронения появлялись на месте старых заброшенных могил. Наличие на территории кладбищ воды, электричества, туалетов – это вообще из области фантастики.

Необходимость навести порядок в ритуальной отрасли назрела давно. Депутаты неоднократно обращались к Премьер-министру с просьбой разработать и принять законопроект по регулированию вопросов погребения, размещения и содержания кладбищ. Также нужен конкретный орган, который бы определял программу развития этой сферы. И не только государственный, но и общественный контроль. Кроме того, следует лицензировать эту деятельность.

***

Кроме регулирования данной отрас­ли, сегодня в мире весьма актуален другой вопрос – мест для кладбищ катастрофически не хватает. Ежегодно умирают в среднем 58 млн человек, и многие государства ищут новые способы захоронения.

В Казахстане этот вопрос еще не настолько актуален, учитывая, что страна занимает по территории девятое место в мире. Однако для крупных городов, где земля на вес золота, это все же проблема. Так, в Алматы насчитывается 70 кладбищ, из которых 30 планируется закрыть. Сейчас проводится их техническая оценка. Самым большим кладбищем считается Бурундайское. Его площадь составляет 300 гектаров. Места захоронения занимают в городе огромные территории, которые минимум на полвека выпадают из общего жилого фонда, а они могли бы послужить еще живым людям. В управлении по делам религий Астаны сообщили, что в столице 28 кладбищ. Но только четыре открыты под захоронения и их общая площадь занимает около 605 га.

Еще во времена Целинограда в городе было немало кладбищ. О некоторых из них в своей книге «Пройдемся по улицам Целинограда» рассказывает краевед Андрей Дубицкий. Так, на нынешней улице Абая (бывшая Ленина, а еще ранее – Церковная) находилось кладбище.

«В западном конце улицы, по левой стороне, находилось обнесенное капитальной ­оградой русское православное кладбище, возникшее вместе с основанием города в 1830 году… Здесь покоились и первые строители Акмолинска – офицеры, казаки, солдаты, мастеровые и горожане, жившие в последующие годы. Кроме деревянных, металли­ческих кованых и литых крес­тов много было обелисков, чугунных и мраморных плит с надписями. Густо росли деревья и кустарники, за которыми добросовестно ухаживал сторож. В связи с тем, что Акмолинск разрастался, городская управа в 1915 году закрыла кладбище, отведя для захоронений новый участок – километрах в двух севернее. Старое кладбище содержалось в безупречном порядке. После гражданской войны с одобрения городских влас­тей кладбищенскую сторожку и ограду разобрали, кирпич увезли, насаждения вырубили, принялись за ломку памятников, сдали в утильсырье чугунные плиты и металлические кресты, а осво­бодившуюся площадь застроили», – пишет в своей книге краевед.

Он также отмечает, что не менее печальная судьба постигла и кладбище, открытое в 1915 году. Его тоже уничтожили. «Проектировщикам «не хватало земли», – констатирует Андрей Дубицкий. На этом месте потом построили жилье и дорогу.

С тех пор многое поменялось, Целиноград из провинциального города превратился в столицу. Соответственно и потребности для ушедших в мир иной уже другие. В 2018 году в Астане вдоль объездной дороги Кокшетау – Костанай появилось новое кладбище. Его территория составляет 460 га. За эти годы на 70 гектарах участка уже появились захоронения. Пару лет назад на его территории были посажены деревья, газоны и заасфальтированы дороги. Однако многие деревья в этом унылом месте тоже «умерли», а асфальт быстро пришел в негодность. Весной, когда тает снег, подъездные пути к кладбищу затоплены водой, и туда могут проехать только внедорожники.

«По окончании строительства кладбища благоустройство территории будет продолжаться», – заверили в управлении по делам религий Астаны. Более того, сообщили, что в ту сторону «сейчас ездят сезонные (в зимнее время года) автобусы под номером 69».

***

Если в Европе на кладбищах допускается перекапывать могилы и хоронить в них новых покойников, то в Казахстане такое не практикуется. Но и возможности расширять кладбища до бесконечности нет. В этом случае крематории могли бы стать выходом из затруднительного положения. Более того, они экономически выгодны. Не нужно ежегодно выделять деньги на содержание кладбищ, да и родственникам тратиться на похороны, памятники, оградки и прочее. Это с практической точки зрения. С моральной все сложнее.

Большинство казахстанцев, судя по обсуждению этой темы в различных пабликах, выступает против кремации. Приводятся в первую очередь религиозные доводы, а также экономические – мол, это «обойдется дороже, чем обычные похороны», экологические – «выбросы в атмосферу хуже, чем на ТЭЦ», а также исторические – «раньше сжигали на кострах только нечисть и ведьм, чтобы их злой дух не возвращался на Землю».

Владельцы ритуальных агентств тоже против. И у них исключительно «экономические аргументы». Ведь если крематории откроются в Казахстане, тогда дорогостоящая услуга, а кремация с урной в соседней России (сюда входит перевозка до Новосибирска «груза 200») стоит 500 тыс. тенге, станет невостребованной, и они лишатся части своего дохода.

Однако есть и те, кто поддерживает эту идею, считая, что крематории должны быть во всех городах-миллионниках.

«Зачем хоронить столько болезней в земле?»

«Не хочу, чтобы моим черепом играли в футбол через 100 лет»

«Пусть лучше мой прах развеют над Ишимом или в степи, чем мой труп сожрут черви, а потом на месте, где меня похоронят, построят жилой дом»

«Не хочется напрягать детей, чтобы за моей могилой ухаживали», – высказываются казах­станцы, ратуя за то, чтобы был выбор.

***

Идея – построить крематорий в Алматы – обсуждалась еще с 1987 года. В бытность, когда город возглавлял Ахметжан Есимов, к этому вопросу вернулись. В 2011 году ТОО «Спецкомбинат ритуальных услуг» разработал проект и были проведены предварительные переговоры с иностранными компаниями, специализирующимися на возведении подобных учреждений.

В частности, две европейские компании из Чехии и Германии прислали несколько вариантов будущего крематория, а также необходимого оборудования для этого. Ведь крематорий – это не только печи для утилизации тел, но и целый комплекс, в котором предусмотрены различные зоны: для кремации, прощания с умершими, а также колумбарии, которые могут устанавливаться в три-четыре ряда в высоту. Проект, предоставленный немецкой компанией, был более приемлемым и менее затратным. Но ему было суждено так и остаться на бумаге. Основная причина в том, что казахстанцы еще не были готовы к решению вопроса таким образом. В первую очередь по религиозным соображениям. Известно, что ислам, православие, иудаизм не приемлют сжигания покойных. Усопших нужно предавать земле.

Сегодня ритуальные агентства в Казахстане предоставляют услуги по кремации, но тела покойных нужно вывозить в российские города. Видя востребованность данной услуги, в Казахстане все же вернулись к этому вопросу. Да и чрезвычайное положение, которое было введено в связи с коронавирусной инфекцией в 2020 году, способствовало этому. Но дело затратное и сложное, ведь нужно подвести коммуникации, в том числе газ. Вокруг должна быть тысячеметровая санитарная зона.

Разработка ПСД алматинского крематория началась летом 2020 года, а уже через два года он был построен в Алатауском районе рядом с патолого­анатомическим бюро. На это из респуб­ликанского бюджета было выделено 1,3 млрд тенге. Недалеко от объекта находятся кладбище, ТЭЦ-2, промышленные предприятия. Частных жилых или многоквартирных домов поблизос­ти нет.



     
    Частных жилых или многоквартирных домов поблизости нет/ Фото Informburo.kz

Первый подобный объект в Казахстане должен был заработать в мае 2022 года, но открытие перенесли на неопределенный срок. Пока непонятно, как он будет функционировать, по каким нормативным актам будут отдавать прах, что с ним можно будет делать, где хранить. Правила, которые ответят на многие вопросы, сейчас разрабатывают.

Необходимость наличия такого объек­та сегодня есть и в Астане. В рамках постановления Правительства РК от 24 сентября 2018 года № 590 «Об утверж­дении Комплексного плана по компакт­ной застройке города Астана с обеспечением инженерно-транспортной инфраструктуры на 2019–2023 годы» предусмотрена реализация проекта «Строительство Патологоанатоми­ческого бюро с утилизацией биологических и медицинских отходов».

Столичные власти представили проект крематория на публичное обсуждение еще 5 августа 2020 года. На его строи­тельство намерены были выделить 1,5 млрд тенге. В качестве целей отмечалось – «уменьшить площадь кладбищ с традиционным погребением». К тому же чиновники аргументировали нужду в новом «Патологоанатомическом бюро с утилизатором биологических отходов» и тем, что имеющееся здание построено еще в 1974 году и капитальный ремонт там ни разу не проводится. Помещение и его оснащение не соответствуют потребностям медицинских организаций города и СНиП.

Однако нашлось немало противников этой идеи. Но пока казахстанцы негодовали, власти претворяли в жизнь задуманное. Как сообщили в управлении строительства города Астаны, «Патологоанатомическое бюро с утилизацией биологических и медицинских отходов» возводится в районе «Алматы» по улице А 431. Площадь отведенного земельного участка составляет 1,2 га. Строительство планируется завершить в третьем квартале текущего года, а сдать объект в эксплуатацию в четвертом квартале, то есть в конце 2023 года.

В управлении также рассказали, что представляет из себя проект. Это отдельно стоящее двухэтажное здание, на цокольном этаже которого расположены помещения для поступления, забора и хранения биоматериала, а также технические помещения, прачечная и кабинеты для персонала. На первом этаже будут принимать посетителей. Там же располагаются лабораторные, складские и архивные помещения. Административная часть здания – второй этаж, где также находятся помещения для отдыха персонала.

«На территории «Патологоанатомического бюро» предусмотрен утилизационный блок с инсинератором. Утилизационный блок предназначен для временного хранения медицинских отходов перед их обезвреживанием в двухкамерном инсинераторе в уличном исполнении под навесом», – сообщили в управлении строительства Астаны.



Источник сообщения: КазПравда
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика
2025