Загадка хрустального черепа

05.02.2023
Загадка хрустального черепа - Похоронный портал

На фото — один из легендарных хрустальных черепов в натуральную величину (его высота — 25 см), хранящийся в Британском музее. Немногим музейным артефактам повезло стать настолько известными, как хрустальным черепам. С момента своего «открытия» в XIX веке и по настоящий день они возглавляют список самых загадочных предметов древности. За более чем 100 лет вокруг них сложилось множество легенд. Два самых известных экземпляра находятся в коллекции Британского музея и Музея на набережной Бранли в Париже.


Хрустальный череп в парижском музее

Хрустальный череп в парижском музее. Фото © Klaus-Dieter Keller с сайта commons.wikimedia.org

Британский череп был приобретен музеем у компании Tiffany & Co в ноябре 1897 года. Из архивных документов музея следует, что вице-президент компании послал хранителю британских и средневековых древностей музея письмо с рекомендацией приобрести данный череп. Он был минералогом и говорил, что был бы рад, если бы Британский музей приобрел этот артефакт. Вице-президент утверждал, что череп был привезен из Мексики испанским офицером и был продан английскому коллекционеру, после смерти которого он перешел в руки французского торговца антиквариатом Эжена Бобана, а затем стал собственностью калифорнийского бизнесмена по фамилии Сиссон.

Эжен Бобан

Эжен Бобан (фото 1867 года), французский антиквар из Мексики и ведущий французский торговец артефактами доколумбового периода во второй половине XIX века. Он мог бы приоткрыть завесу тайны черепов, но умер в 1909 году.

Он также сообщил, что об истории черепа известно мало, а о происхождении — еще меньше, но цитировал стороннее мнение о его связи с доколумбовыми цивилизациями. С начала XX века хрустальный череп оставался важным объектом экспозиции музея о Новом Свете, находясь рядом с подлинными предметами.

MitchellHedgesCrystalSkull.jpg

Известно, что человеческие черепа, которые носили в качестве украшений и выставляли на подставках, фигурировали в ацтекском искусстве и иконографии во время первого контакта с испанцами в 1519 году. Ацтеки владели искусством обработки камня. Для этой цели они использовали каменные и медные инструменты, в качестве абразивов применяли кварц. Твердые камни обрабатывались за счет увеличения естественных трещин, сверления, шлифования, пиления, скалывания. Инструменты были ручными и по своей твердости не превышали твердости кварца. Тем не менее цивилизации доколумбовой Америки создали впечатляющие произведения камнерезного искусства.


Изделия доколумбовой Америки

Слева — фигура из жадеита, украшенная киноварью, около 900 г. н.э. Справа — ожерелье из 90 нефритовых бусин, около 1000 г. н.э. Фото © Steve Voynick с сайта rockngem.com

Хрустальные черепа выделяются среди других ацтекских изображений. Прежде всего очень сильно отличается техника исполнения зубов. Например, на найденном в Теночтитлане камне Койольшауки  — ацтекской богини Луны, — зубы выполнены в более точной манере.


Камень Койольшауки

Камень Койольшауки диаметром 3,25 метра, найденный в Великом храме Теночтитлана в 1978 году. Сейчас он хранится в музее Темпло Майор в Мехико. Фото © Dennis Jarvis с сайта en.wikipedia.org

И вообще, хрустальные черепа отличаются чрезвычайно высоким техническим уровнем исполнения. Горный хрусталь — это прозрачная разновидность кварца, обычно встречающаяся в гидротермальных и пегматитовых жилах, в метаморфических месторождениях различного типа. Высокая твердость (7 по шкале Мооса) и отсутствие спайности (то есть способности раскалываться по определенным кристаллографическим направлениям с образованием гладких граней) делают его не самым податливым для обработки материалом. Но человек использовал его на протяжении всей истории. От простых осколков, которые оставляли у могил в древности, до сложных изделий эпохи Возрождения.


Изделия из горного хрусталя

Слева — примеры крупных осколков горного хрусталя в неолитическом комплексе Дорстон-Хилл, Великобритания. Фото из статьи N. J. Overton et al., 2022. Справа — ваза из горного хрусталя со сценами охоты, Милан, около 1500-х годов. Национальный музей Прадо. Фото с сайта museodelprado.es

В 1960-х годах Исследовательская лаборатория Британского музея, используя оптические методы, показала, что зубы хрустального черепа выгравированы с помощью вращающегося инструмента (например, диска). Что было довольно странно, так как в древней Мезоамерике не было обнаружено свидетельств использования шлифовальных дисков. Но оставалась вероятность, что зубы были нанесены позже, а сам череп тем не менее является настоящим. Также много вопросов вызывал источник хрусталя. Крупные кристаллы кварца, которые могли служить материалом для черепа, встречаются в Бразилии, но нет свидетельств того, чтобы торговая сеть ацтеков распространялась так далеко.

Можно ли установить, как именно и по какой технологии были изготовлены черепа? Один из подходов заключается в покрытии изучаемой поверхности силиконом и изучению отпечатка.


Изготовление слепка хрустального черепа

Процесс изготовления слепка поверхности хрустального черепа. Фото © James Di Loreto с сайта archive.archaeology.org

Затем поверхность оттиска покрывают токопроводящим слоем, например углеродом или золотом, и исследуют на сканирующем электронном микроскопе, который может работать в пределе увеличений от 3–10 до 1 000 000 раз, что превышает предел увеличения лучших оптических микроскопов примерно в 500 раз. Изображение формируется под действием сфокусированного пучка электронов. Важно, чтобы изучаемая поверхность была токопроводящей, именно по этой причине и наносят напыление из золота или углерода. С помощью этого метода можно в деталях изучить тип обрабатывающего инструмента и характер движений. Важный плюс применения слепка поверхности состоит в том, что характерные элементы проявляются в виде положительных форм, то есть углубления на поверхности предмета становятся выступами на оттиске.

Чтобы понять, могли ли черепа быть изготовлены ацтеками, ученые изучили ряд артефактов, которые однозначно определяются как принадлежащие культуре Мезоамерики. В том числе кубок из горного хрусталя высотой 8,8 см — самый крупный артефакт из горного хрусталя, который был обнаружен в доколумбовых комплексах. На внутренней и внешней сторонах кубка видны одинаковые линейные борозды в произвольных, случайных направлениях. Это согласуется с использованием прямых инструментов, чем-то напоминающих напильники. В качестве абразивного материала мастер мог использовать гранат (твердость до 7,5) или корунд (9 по шкале Мооса), то есть материалы тверже кварца. Это вполне возможно, учитывая наличие подходящих месторождений поблизости.


Кубок из горного хрусталя

Кубок из горного хрусталя: a — оптическое изображение, b — изображение со сканирующего электронного микроскопа. Видны одиночные борозды в произвольной ориентации. Это говорит о том, что они получены не вращающимися инструментами. Фото из статьи M. Sax et al., 2008. 

На оттисках, полученных с хрустального черепа, виден совершенно другой характер обработки. Множество параллельных борозд в одном направлении, которые были нанесены с помощью вращающегося инструмента. Кроме того, сам характер линий более резкий и четкий по сравнению со следами, обнаруженными на кубке. Это говорит о том, что скорее всего применялся металлический режущий инструмент, а в качестве абразива — алмаз (10 по шкале Мооса) или корунд.


Изображение оттиска хрустального черепа в электронном микроскопе

Изображение оттиска хрустального черепа в электронном микроскопе. Следы от абразива отражают использование высокоскоростного режущего инструмента. Фото из статьи M. Sax et al., 2008. 

Дополнительное изучение включений минералов в черепе позволило выдвинуть предположение об источнике происхождения кварца. Наиболее вероятно, что это Альпы, Бразилия или Мадагаскар. Ни к одному из этих источников горного хрусталя у ацтеков доступа не было.

После изучения архивных документов в 1990-х годах выяснилось, что Бобан продал не только британский череп, но еще три хрустальных черепа поменьше, которые сейчас хранятся в Музее на набережной Бранли. Он специализировался на доколумбовых древностях, и через него прошли многие предметы, приобретенные различными музеями, часть из которых оказались подделками. Более того, оказалось, что британский череп в 1885 году Бобан пытался продать Национальному музею Мексики, но куратор музея предложение отклонил, сочтя череп современным артефактом из стекла. Эта информация позволила предположить, что артефакт был изготовлен во второй половине XIX века в Европе, где его и приобрел Бобан.

Неизвестно, сознательно ли Бобан обманывал Британский музей или же сам стал жертвой обмана. Однако проблема торговли фальшивыми древностями не ограничивается конкретным продавцом. Хрустальные черепа — хороший пример того, как важно достоверно определять источник экспонатов и прослеживать их историю.

Фото с сайта Британского музея britishmuseum.org.

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика