Вот вы в газете даете рекламу похоронного агентства, в которой есть адреса и телефоны, куда обращаться во время печальных событий жизни. Мне пришлось воспользоваться этими данными, так как в праздничные дни я хоронила маму. Опыт говорит о том, что есть еще, что изменить, чтобы нижегородцам можно было без паники и страха провожать в последний путь своих близких. Когда бы ни ушел близкий человек в мир иной.
Во-первых, почему агентства, конкурирующие между собой, знают о кончине человека через минуту после констатации смерти? К нам ночью, в 2 часа, уже ломились агенты, которых мы не вызывали, а узнав, что уже приходили другие, пытали, как их зовут и откуда, чтобы выяснять свои отношения. Очень неприятно. Знали о том, что мама умерла, к тому времени только скорая и участковый милиционер. Вот и думайте, кто сливает информацию.
Какое страшное место – Пятый городской морг! Туда близким приходится идти за справкой о смерти лично, агент туда не ходит. В ожидании выдачи справки провели полтора часа в страхе, что не успеем на кладбище. Привозят сейчас туда умерших от коронавируса, но те, кому нужна справка, сидят все вместе, в облезлых стенах, не ремонтируемых с прошлого века помещениях, глядя на пол, покрытый грязным, оборванным линолеумом, в каких-то антисанитарных условиях. Очередь такова, что мы боялись, что придется похороны переносить. И первое, что услышали, «очень много работы, приходите завтра». А ведь без этой справки даже могилу не копают на кладбище…
В праздничный день 7 января ЗАГС не работал, а в следующий, тоже каникулярный день, не работали банки. Заплатить пошлину, которая потребовалась, чтобы переоформить свидетельство о рождении (нужно для кладбища) оказалось очень проблематично.
ЗАГС Нижегородского района частично переехал из центра города в Верхние Печеры, он находится теперь на окраине города, в жилом здании в незнакомом новом квартале, если бы не ехали на такси, не нашли бы. На вопрос, где заплатить пошлину, получили ответ «Не знаем». Почему не поставить банкомат прямо в ЗАГСе, чтобы на вопросы, которые неизбежно возникают, мог бы хоть кто-то ответить. Ближайший банкомат оказался в торговом центре, и пришлось возвращаться в ЗАГС, чтобы разобраться в «БИКах и МИКах», не совпадающих в бумагах из ЗАГСа и на экране банкомата. Какая старушка в горе может с этим справиться? Заявку у нас взяли и тоже попросили приехать завтра, как будто не понимают, что похороны отложить невозможно.
Не буду рассказывать, где и кому нам пришлось давать деньги, чтобы ускорить процесс. Люди знают, что похороны теперь не дешевы.
Мы люди православные, и теперь будем всю жизнь каяться, что похоронили близкого человека не на третий, а на четвертый день. Наверное, эту бюрократию нужно как-то перевести в цивилизованное русло, упорядочить, чтобы не мучить людей, и так находящихся в большом стрессе.
Светлана Шиляева, жительница Нижегородского района.