Реплика. Раскрашенные памятники Севастополя как примета нашего бескультурья

04.04.2020
Реплика. Раскрашенные памятники Севастополя как примета нашего бескультурья - Похоронный портал
Фрагмент арки в честь 200-летия Севастополя. Все фото с сайта  ForPost https://sevastopol.su/news/replika-raskrashennye-pamyatniki-sevastopolya-kak-primeta-nashego-beskult...


Хотели «как лучше» – получился вандализм.

И вновь о культурном наследии. На этот раз хотелось бы обратить внимание на проблему разрисованных в «народном вкусе» архитектурных и исторических памятников. И здесь дело даже не в том, к лицу ли им самодеятельный «макияж». Нужно понимать, что любой подобный объект необходимо сохранять в состоянии, максимально приближенном к его первоначальному виду.

Ситуация с первым монументом Севастополя – памятником Казарскому – неоднозначна. Изначально бронзовые части, разумеется, не были покрашены, что хорошо видно на фотографии времён Крымской войны.


Как заметно на снимке 2006 г., некоторые детали памятника выполнены из чёрного металла и без покраски ржавеют.



В «куницынские» времена памятник отреставрировали, восстановили утраченные детали и покрасили, подойдя к процессу творчески.



Повторюсь, дело не в том, насколько нам нравится эта позолота. Её просто не может там быть. А. П. Брюллов свой памятник не золотил и нам не велел.

Памятник матросу Кошке был отлит из трофейных гребных винтов, как рассказал один из его авторов Иосиф Кейдук. На цветных фотооткрытках Т. Б. Бакмана ещё виден изначальный бронзовый блеск бюста и горельефа под ним. Позже металл покрылся благородной патиной.



Лет семь назад памятник закрасили чёрной краской, а сверху сухой кистью посеребрили «под старину» наподобие фонаря или урны и с тех пор продолжают подновлять «в стиле ретро». Так благородный (да ещё со своей историей) металл стал выглядеть дешёвкой.



Находящийся неподалёку памятник подводникам сейчас тоже раскрашен – как всегда, из лучших побуждений. Возможно, более полезными были бы усилия по ремонту бассейна, который по замыслу создателей должен был быть наполненным.



Побелка белого камня стала недоброй традицией в Севастополе. Обелиск на Братском кладбище в посёлке Дергачи – не исключение. Странно, что забыли покрыть извёсткой постамент – ведь у нас и гранит белят. Так же поступили и с входной группой на кладбище.



Триумфальная арка в честь 200-летия Севастополя тоже облицована альминской плиткой. О том, что её необходимо чистить, а краска лишь вредит камню, Форпост писал в 2013 г.



Белить арку начали «при Украине», но теперь произведение А. Л. Шеффера и В. В. Яковлева эстеты ещё и расцветили яркими красками на своё усмотрение. Рядом возникли очередные «подарки» Севастополю – незаконно установленные бюсты, изображающие Г. А. Потёмкина и нечто, подписанное как «Екатерина II», при которой настал «расСвет культуры» (так в тексте). Довершают алтарь бестолкового усердия металлические деревья с пластмассовыми горшками от Д. В. Овсянникова.



И напоследок обратим внимание на ещё одну арку – пропилеи Малахова кургана. До революции они покрашены не были.



После войны тёмной краской подвели даты на фризе, а в постсоветское время раскрасили и маскароны в виде львиных головок, а заодно и побелили всё, что попалось под горячую руку. Ныне этот нелепый вид сохраняется.



Подвести итог вышесказанному можно лишь печальным выводом: на данный момент мы не способны не только сохранить культурное наследие предков, но даже понять его, отличить красоту от безобразия и реконструкцию от вандализма.

Автор Степан Самошин

В публикации использованы фотографии В. Скоробогатова, Д. Робертсона, А. Бутко, routir, Т. Бакмана, А. Чиркова, Б. Богданова и изображения из открытых источников.

                                                                                                                 
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика