Битва за упокой. Пока одни тверские кладбища процветают, другие – зарастают

17.10.2018
Битва за упокой. Пока одни тверские кладбища процветают, другие – зарастают - Похоронный портал
Кладбище рядом с деревней Переварово в Ржевском районе. © / АиФ

Многие сельские кладбища в Тверской области находятся в удручающем состоянии. Погосты заболачиваются, зарастают борщевиком и кустарником. Добираться до могилок - настоящее испытание.

Сельские уголки

Кладбище рядом с деревней Переварово в Ржевском районе расположено в лесной чаще. Почти 20 лет назад повалился забор, с тех пор дикие животные тут - частые гости. Некоторые могилы разрушены кабанами, кругом запустение. За много лет местные власти не вложили сюда ни копейки.

«Юридически мы не имеем права благоустраивать кладбище, - объясняет глава Итомленского сельского поселения, где расположено Переварово, Сергей Орлов. - Закон разрешает тратить деньги только на объекты, принадлежащие поселению. Иначе это будет нецелевым использованием бюджетных средств».

В советское время такие кладбища подпадали под юрисдикцию сельских исполкомов. Под захоронения отводили участки вдали от посевов, в основном на окраине так называемых сельских лесов, которые раньше принадлежали колхозам. Но после реформ 1990-х леса отошли к Гослесфонду. Теперь местные администрации не имеют к ним отношения. Подобная история произошла и с кладбищем у Переварово. Сельское поселение пыталось его размежевать и узаконить, но безуспешно. По документам захоронение нигде не числится. Получается, что оснований для передачи участка на баланс поселения нет. То есть могилы предков вполне могут перейти какому-нибудь арендатору, который вправе заняться на этой территории лесозаготовкой.

Кладбище рядом с деревней Переварово в Ржевском районе
Кладбище рядом с деревней Переварово в Ржевском районе Фото: АиФ

Однако и захоронения, которые находятся в муниципальной собственности, зачастую остаются брошенными. Старинное Благовещенское кладбище в деревне Мясцово Ржевского района возникло в начале XIX века и по сей день принимает усопших. К нему ведёт полевая тропа, которая после дождей превращается в полтора километра распутицы. На пути - овраг с ручьём, затяжной пологий спуск в одну сторону и подъём - в обратную. В этом году районная администрация прошлась по дороге грейдером, но грязь и лужи никуда не делись.

«Нужна дорога с гравийным покрытием. Мы разработали проектно-сметные документы, по которым её строительство и нарезка кюветов для отвода воды обойдутся в 5 млн рублей, - говорит первый заместитель главы администрации Ржевского района Михаил Петрушихин. - Надеемся на областное софинансирование. В этом году наша заявка не прошла, будем подавать её вновь».

Отсутствие нормальных дорог до сельских погостов - бич региона. В Кашинском районе, например, добраться до кладбищ около деревень Милославское и Константиново в период распутицы можно лишь на тракторе. И таких примеров в регионе - масса.

Еще одна беда - мародёры. В том же Ржевском районе, в десяти километрах от Мясцово ещё одно кладбище - у реки Кокши. К нему более или менее приличный подъезд, большинство могилок ухожены. С недавних пор граждане начали замечать, что у металлического забора исчезают секции. Скорее всего, они «уходят» в пункты приёма металлолома.

В городах - другие проблемы. Там кладбища разрастаются так быстро, что мест катастрофически не хватает. Под новые захоронения отдают участки, которые больше ни на что не годятся. Единственное требование - земля не должна входить в водоохранную зону. Так, на Щупинском кладбище под Ржевом могилки почти вплотную подобрались к трассе, и прошлой осенью власти его закрыли. Новое разместили на болоте возле посёлка Хорошево. Гробы там опускают на метровую глубину прямо в воду. При этом цены на копку могилы достигают 7000 рублей. Возможности торговаться нет. На оказание ритуальных услуг ржевские власти фактически установили монополию.

Похоронные войны

«Раньше частные предприниматели копали могилы за 3000 рублей. Но год назад власти оставили право заключать договоры на такие услуги за муниципальной компанией. Она не пускает на кладбище коммерческие фирмы, - рассказывает руководитель ассоциации «Территориальное объединение работодателей города Ржева Тверской области» Людмида Зындра. - Недавно похороны окончились скандалом. Монополист грозил выкопать гроб с телом, поскольку погребение провела частная контора. После этого на новом городском кладбище установили шлагбаум».

Кстати

Некоторые кладбища в советское время сравняли с землёй и построили на их месте здания. В Твери на территории бывшего Смоленского кладбища находятся школа № 22, общежитие колледжа им. Коняева и администрация Калининского района.

По словам Людмилы Георгиевны, муниципальное предприятие планирует обязать родственников умерших ежемесячно платить за содержание могил. Предприниматели заявили о нарушениях в антимонопольную службу, и, по странному совпадению, на Щупинском кладбище в ночь с 6 на 7 сентября вспыхнул пожар в частных ритуальных конторах. На месте происшествия следователи обнаружили канистры с бензином. Виновные в пожаре не найдены.

Так и живём: старые кладбища оказались никому не нужными, кроме родственников усопших. Действующие погосты превратились в бизнес. О чувствах близких думать некому.

Автор Дмитрий Бойков
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика