Количество заброшенных захоронений на московских и подмосковных кладбищах, по экспертным оценкам, составляет 1,6 млн, или 20–30% от всех могил. В следующем году будет запущена автоматизированная система учета всех операций на кладбищах и введено лицензирование деятельности по уходу за могилами. А Минстрой намерен ввести административную ответственность для граждан за продажу мест на кладбищах. Эти меры помогут взять под контроль заброшенные захоронения и пресечь «черную» торговлю могилами.
Как рассказал «Известиям» директор ГБУ «Ритуал» Артем Екимов, уже с 1 января 2017 года может быть запущена автоматизированная система учета всех операций, происходящих на кладбищах и в крематориях ведомства. Она поможет структурировать огромный массив информации.
С 2004 года все захоронения учитываются в системе ЕАС «Ритуал», которая находится в закрытом доступе. Администраторами являются департамент торговли и услуг и ГБУ «Ритуал». Там отражена информация о захороненных и ответственных за захоронение. Но нет данных об уходе за могилами и их состоянии.
— Мы являемся оператором кладбища. Несмотря на то что рынок является открытым (уход за местами и благоустройство может осуществлять кто угодно), 260-е постановление правительства возлагает на нас и право, и обязанность выдавать разрешения на оформление заказа на мемориальные услуги, — уточняет Екимов.
А значит, в новую программу могут быть внесены все услуги (неважно кем оказанные) по уходу за захоронениями. Однако в ближайшее время ухаживать за могилами сможет не каждый (родственников и близких это не касается). Президент Союза похоронных организаций и крематориев Павел Кодыш рассказал «Известиям», что в стране вводится лицензирование деятельности по уходу за могилами.
— Ответственным будет ГБУ «Ритуал», которое осуществит надзор за исполнителями. Кто и как сможет получать такие лицензии — будет отражено в законопроекте, который через месяц-два поступит в правительство, — пояснил Павел Кодыш. — Например, если человек живет в Новосибирске, он сможет обратиться к специалистам, которые будут ухаживать за могилами родственников в Москве.
А так как деятельность лицензируется, требования к уходу будут конкретными, а качество — контролироваться.
— Массовой культуры ежегодного обслуживания мест захоронения, к сожалению, у нас нет. Топовая посещаемость кладбищ — пасхальные уикенды. В эти дни 2,5 млн человек приходят на столичные кладбища, — рассказывает директор ГБУ «Ритуал».
Заброшенными признаются могилы, за которыми не ухаживали в течение 20 лет. Но как отсчитывается этот срок, что такое «уход» и каковы критерии запущенности, законодательно пока не определено. Но даже если бы они существовали (например, высота травы должна быть до 30 см), то дальнейшего механизма использования такого участка всё равно нет — лишения ответственности за захоронение или повторного вовлечения могил в оборот не предусмотрено.
Несмотря на это, одной из серьезных проблем на ритуальном рынке является перепродажа могил, особенно заброшенных. Такие предложения есть на сайтах бесплатных объявлений.
— Легально приобрести право на размещение захоронения можно исключительно через площадки правительства Москвы: департамента по конкурентной политике, департамента торговли, ГБУ «Ритуал» выступает модератором этого процесса, формируя участки, включая их в реестр, — утверждает Артем Екимов.
Однако и эта проблема может быть решена в ближайшее время — Минстрой предложил ввести административную ответственность за продажу мест на кладбищах.
— Ведь по закону все места захоронений для москвичей должны предоставляться бесплатно, — напоминает Павел Кодыш. — А значит, перепродажа физическим лицом является преступлением.
Правда, сегодня умершим жителям столицы бесплатно предоставляются места лишь на двух открытых для захоронений кладбищах — Перепечинском и Алабушевском. «Лечь» на других некрополях можно за особые заслуги перед Отечеством или в семейно-родовые захоронения. Или за деньги.
— Неважно, что натолкнуло человека на мысль о продаже (нужда или алчность), — говорит Екимов. — Если он сам не может остановиться, имеет какие-то низкие моральные качества, очевидно, государство должно быть регулятором. Ведь там захоронены его родственники.
Как правило, при выявлении фактов продажи могил ГБУ «Ритуал» передает информацию в правоохранительные органы. Но сегодня ответственность за такие действия предусмотрена, только если задействованы сотрудники государственной организации. Если лицо, выступающее посредником, является должностным, то можно применить к нему нормы уголовного права. Однако если человек перерегистрирует ответственность за захоронение на другого человека — это просто договоренность двух физических лиц. Достаточно сложно здесь квалифицировать их действия как продажу.
— Поэтому мы предлагаем внедрить нормы, разъясняющие, что такое перерегистрация ответственности и кто может являться субъектами. На данном этапе существуют достаточно неоднозначные формулировки, — говорит Екимов.
Также, по мнению директора ГБУ «Ритуал», стоит точно определить субъекты захоронения и тех, кто может принимать решения о захоронении. Чтобы чужие друг другу люди не оказывались в одной могиле.