Похоронное дело — нелицензируемый вид деятельности. Лицензии отменены на организацию похорон и предоставление связанных с ними услуг в 2012 году. С тех пор эта отрасль является саморегулируемой. Плоды политики «выживает сильнейший» особенно ярко были выражены в Москве 14 мая, где произошла бойня на Хованском кладбище, а в результате вооружённого конфликта три человека погибли и 23 пострадали.
В Курганской области полем боя между ритуальными фирмами стали суды, а Федеральная антимонопольная служба является на сегодня единственной, способной надзирать над, безусловно, теневым рынком, Впрочем, не она одна.
В марте этого года на кладбище села Кетово, которое расположилось в пригороде Кургана, в 15 километрах от столицы Зауралья, развернулось свое кладбищенское «побоище» с участием полиции и вневедомственной охраны. Силовиков вызвали сотрудники сельского кладбища на расправу с людьми, которые самостоятельно решили подхоронить пожилую женщину в могилу мужа.
Как потом оправдывалась пресс-служба регионального управления МВД, на кладбище села Кетово нельзя подхоранивать без разрешительных документов. Люди, нанятые для копки могилы, якобы нарушали региональное законодательство. В итоге, бабушку захоронили в другом месте, но осадочек у родственников остался. Поэтому случай со своевольными копателями разлетелся по местным СМИ. И к делу подключилась ФАС.
Как выяснилось, земельный участок, отданный под захоронение, юридически не оформлен. «На него государственная собственность не разграничена. И у нас есть информация, что этот земельный участок попадает под лесной фонд. У нас возник вопрос: почему до сих пор там производятся захоронения? Статуса кладбища на бумаге нет вообще. Изначально захоронение осуществляется незаконно. И бывший глава сельсовета, сейчас глава района об этом прекрасно знает», — заявила тогда руководитель УФАС по Курганской области Ирина Гагарина.
Кроме того, в небольшом Кетовском районе есть лишь два основных игрока ритуального рынка — МУП «Сириус» и ООО «Афродита». МУП, принадлежащее Кетовскому сельсовету, ведет согласование работ по захоронению, а ООО согласно договору, заключенному с сельсоветом, с 2011 года обязуется выполнять полный перечень ритуальных услуг. «Чужих», то есть другие похоронные фирмы, на Кетовское кладбище не пускают. Хотя в 2013 году районная прокуратура выносила протест на решение сельской администрации, но ООО «Афродита» продолжало спокойно работать, препятствуя представителям других похоронных компаний.
В Кетовском сельсовете поясняли, что захоронение производится при наличии свободных мест и после согласования со специализированными предприятиями — с МУП «Сириус» и ООО «Афродита». И захоронение происходит с учетом места жительства. Если усопшие проживали в иных поселениях — им на кладбище не место. Согласно информации Ura.ru, отвод места на кладбище в Кетово сельсовет разрешает за 500 рублей, а ООО «Афродита» уже за свои услуги, оказываемые непосредственно на кладбище, выставляет счет минимум на 30 тысяч рублей. — за выравнивание площадки (5 тысяч рублей),вырубку сухостоя, корней, выкорчевывание пней (10 тысяч рублей),подвоз грунта (5 тысяч рублей),копку могилы (8 тысяч рублей),засыпку могилы (2 тысячи рублей). Никто такие деньги терять не хочет. Не надейтесь, что кому-то позволят копать могилы самостоятельно.
В мае этого года Управление федеральной антимонопольной службы по Курганской области вынесло предписание администрации Кетовского района на устранение нарушений на местном кладбище. С жалобами в антимонопольную службу обратились сразу несколько организаций: «Зауральский похоронный дом», ИП Трифонов, ООО «Курган-Мрамор», ИП Вотина. Предприниматели утверждали, что им отказывали в захоронении тел умерших на территории данного сельского кладбища. Так как, по мнению УФАС, был нарушен пункт 4 статьи 16 закона «О защите конкуренции», антимонопольщики обязали администрацию сельсовета прекратить соглашение, заключенное с двумя «родными» организациями. В течение года из ФАС будет вестись контроль над всеми обращениями за погребением и ответы на них, а также записями регистрационного журнала.
Так как обжаловать постановление дозволено в течение трех месяцев после вступления в силу, «Сириус» до сих пор работает на кетовском погосте. А представитель ООО «Афродита» Ирина Блохина отметила, что суд не признал недействительным спорное соглашение, по которому организация работала с администрацией Кетовского сельсовета. «После изменений в Гражданском кодексе признать сделку недействительной может только суд. Такого решения суда нет, соглашение действует до декабря 2016 года, мы будем по нему работать, и это не говорит о том, что мы злоупотребляем своими правами», — пояснила она.
Борьба за кетовское кладбище продолжается. Главное, чтоб она она и впредь оставалась в правовом поле.