— Как вы оцениваете результаты реформы ГУП "Ритуал" и ее последствия для рынка ритуальных услуг Москвы?
— Реформа была проведена прежде всего для повышения прозрачности рынка, создания современной инфраструктуры в этой сфере деятельности. Формат, в котором работает ГБУ "Ритуал",— это стандарт, на который могут ориентироваться другие участники отрасли: открытая ценовая политика, единый прейскурант на всех кладбищах Москвы, внедрение альтернативных способов оплаты ритуальных услуг, установка электронных терминалов оплаты, предоставление наиболее полного спектра качественных услуг — от агентских до благоустройства мест захоронений.
К концу лета мы планируем открыть первый в стране центр ритуальных услуг, предоставляющий полный комплекс таких услуг. Центр станет реальным примером нового уровня обслуживания в этой сфере. Кроме того, нам удалось вывести из тени продажу прав на использование мест на закрытых кладбищах. Теперь участки под семейные (родовые) захоронения продаются через аукцион с понятной стартовой ценой. Так, за последний год гражданам было предоставлено на безвозмездной основе 80 тыс. участков, а продано — всего 400 более чем за 300 млн руб.
В целом в результате наведения порядка на рынке похоронных услуг за последние два года удалось вывести из теневого оборота в бюджет города Москвы более 3 млрд руб. Эти средства забраны у недобросовестных участников рынка, из кармана серого агента. Средства, полученные за дополнительные услуги, направляются на развитие инфраструктуры кладбищ.
— Реформа изменила структуру рынка. До нее в медицинских учреждениях ритуальными агентами работали представители городских специализированных служб (ГСС). Сейчас — сотрудники ГБУ "Ритуал".
— ГСС занимали 30% площадей, отведенных организациям по оказанию ритуальных услуг в столичных моргах, эти организации продолжают работать и сейчас. Присутствие ГБУ "Ритуал" понадобилось из тех же соображений — для обеспечения качества и прозрачности услуг. Проверки, которые мы проводили в 2015 году, выявили значительные нарушения с точки зрения эксплуатации помещений. От москвичей поступали жалобы на шантаж, ошибки при оформлении заказов и т. д. Сейчас стало возможно влиять на ситуацию, чтобы навести порядок. Например, сразу же увольнять нерадивых сотрудников.
Любая работа частных компаний в похоронной сфере должна четко регламентироваться, поэтому мы прикладываем максимум усилий, чтобы в ближайшее время вышел новый закон о похоронном деле. Государственное регулирование в похоронной отрасли — это мировая практика. Похороны человека не должны быть предметом борьбы частных интересов.
— То есть московский рынок ритуальных услуг пока не достиг уровня развития, достаточного для самостоятельной работы без государственного вмешательства?
— В плане развитости инфраструктуры в похоронной отрасли Москва находится на одном уровне с европейскими городами, например с Парижем или Лондоном. Причем в нашей стране, в отличие от европейской практики, участки для захоронений предоставляются бесплатно и на бессрочный период. И это учитывая, что по численности населения Москва (около 12,5 млн человек) значительно превосходит столицы Франции и Англии. В Париже зарегистрировано всего порядка 2 млн человек, а в Лондоне — чуть более 8,5 млн.
Рынок похоронных услуг нуждается в четком и даже довольно жестком законодательном регулировании, это обезопасит граждан от произвола со стороны сомнительных частных структур. Действующие нормы требуют уточнения и корректировки. Регламентировать следует не только процедуру предоставления участков для захоронений, но и осуществление всего комплекса ритуальных услуг — продажу гробов и венков, изготовление памятников, транспортные услуги и т. д. Это позволит повысить общий уровень качества оказания услуг и исключить столь часто встречающиеся сейчас случаи мошенничества.
Город содержит кладбища, благоустраивает их, охраняет и ремонтирует. На этом паразитируют серые агенты, активно использующие труд нелегальных мигрантов. Раз уж государство берет на себя обязательство по обеспечению граждан участками под захоронения, ему следовало бы контролировать весь процесс погребения, чтобы минимизировать злоупотребления со стороны серых агентов. Сейчас они чувствуют себя безнаказанными.
— Как, на ваш взгляд, изменится рынок ритуальных услуг, когда закон вступит в силу?
— Документ предполагает создание двух федеральных списков. Во-первых, это перечень кладбищ с полными данными о них. Сейчас у Москвы 136 кладбищ, плюс выявлены несколько мест захоронений на присоединенных территориях. Они не обозначены как кладбища, но там есть могилы. По стране, я думаю, таких территорий тоже достаточно.
Во-вторых, регистрация самих фактов смерти. Каждый случай получит свой уникальный номер. Полицейский, констатирующий смерть, будет вносить его в систему, выдавать родственникам соответствующий документ. Дальнейшее движение информации можно будет отследить по этому номеру и взыскать с должностного лица при обнаружении продажи данных. Именно так декларировался Минстроем принцип работы реестра. Точнее можно будет сказать после принятия подзаконных актов, касающихся Реестра захоронений.
Вводится административная ответственность за, скажем так, продажу факта о смерти, самой информации. Пока предусмотрена ответственность 30-300 тыс. руб. Вводится специальное регулирование вопросов создания содержания вероисповедальных кладбищ и участков на кладбищах. Вводится институт ответственного лица за захоронение, понятие частных кладбищ. Ну и вводится единая федеральная автоматизированная система учета фактов смерти, умерших и мест захоронения, равно как и всех объектов похоронного назначения.
Лицензирование, штрафы за продажу данных о смерти, списки объектов ритуального обслуживания помогут контролировать процесс оказания ритуальных услуг в столице.