Как развивается искусство прощания: выставка «Некрополь» и конкурс профессионального мастерства траурных церемониймейстеров

11.12.2025
Конкурс церемониймейстеров — один из старейших на Международной выставке «Некрополь»: он проводится уже более пятнадцати лет. Первым на постсоветском пространстве обучать профессии «церемониймейстер» стал Сергей Якушин, один из отцов-основателей похоронной отрасли, создатель «Некрополя». 

Он комментировал каждый этап конкурса, превращая его в открытые уроки для всех участников выставки. На примере конкурсантов разбирались важные вопросы: как оформить место прощания, как выдержать протокольную часть, как в короткой траурной речи отразить уникальные моменты человеческих судеб, какими словами поддержать близких и помочь сохранить светлую память. Такие профессиональные разборы в то время были на вес золота. 

IMG_1504.jpg

Продолжает это наследие Борис Якушин, который масштаб конкурса расширил до форума церемониймейстеров, куда приезжают специалисты со всей страны. Таким образом и регионы получают возможность развивать эту профессию и обретают понимание, что именно церемониймейстер способен превратить даже самые скромные похороны в торжественную церемонию прощания, завершающую жизненный путь. 

Сегодня специальность «церемониймейстер», хоть и остается эксклюзивной, вызывает все больший спрос. Овладеть ей не так просто: нужно уметь не только вести церемонию прощания, но и знать про многообразие обрядов и традиций, находить выход из непредвиденных ситуаций, хорошо владеть собой, при этом оставаясь сострадательным к горю своих клиентов. 

О нюансах непростой, но интересной профессии мы узнали от Михаила Дайлиди, куратора конкурса в 2025 году, руководителя службы церемониального сервиса (город Москва) и приглашенного спикера Новосибирского учебного центра похоронного сервиса.

DSC09150.jpg
Михайл Дайлиди выступил куратором конкурса в 2025 году

— Михаил, конкурс «Лучший церемониймейстер» проходит уже очень давно, а много ли таких специалистов сегодня в похоронной отрасли?

— У нас есть внутренний чат церемониймейстеров по всей России, там около ста человек. Это немного, церемониймейстер — штучная профессия. Хотя на постсоветском пространстве она появилась уже лет как тридцать, в каждом регионе, дай Бог, есть один-два таких профессионала. Вот, например, девушка из Сыктывкара, занявшая в этом году второе место на конкурсе церемониймейстеров, сказала: «Я везу профессию в свой родной регион, в республику Коми, там этой услуги пока что нет».

— В этом году на выставке «Некрополь» проводился не только конкурс, но и целый форум... 

— Форум церемониймейстеров проводится уже во второй раз. Первый форум вызвал большой интерес, и Борис Якушин, руководитель выставки «Некрополь» и Новосибирского учебного центра, в котором готовят церемониймейстеров, решил продолжать этот формат. Тема интересна не только действующим церемониймейстерам, но и ритуальным агентам, и руководителям похоронных домов, потому что они работают непосредственно с нами и продают наши услуги, и хотят узнать кому продавать, как продавать, стоит ли вообще продавать? Мы объясняем, что церемониймейстер — это не только ведение церемонии прощания, но и другие форматы траурных мероприятий: и захоронения урны, и отмечания памятной даты, и открытия памятника, и ведение поминальной трапезы.  

Участники конкурса — действующие церемониймейстеры — показывают, на что они способны, как они работают в регионе, какие задачи решают, а также демонстрируют свой образ — то, как выглядит ведущий церемонии прощания, тоже очень важно.

— Насколько я поняла, конкурс довольно сложный, в несколько этапов... Можно узнать о нем поподробнее? 

Первый этап — визитка; здесь нужно рассказать, сколько лет ты в профессии, как в нее пришел, в чем для тебя ценность твоей работы, представить свой образ.

IMG_1445.jpg

Далее — творческий этап, потому что так или иначе все мы люди творческие, многие имеют актерское образование. Нужно продемонстрировать свои артистические данные, свой талант. Одна участница, например, продемонстрировала песню с использованием языка жестов, с помощью которого общаются глухие и слабослышащие. Марина Калинина из Сыктывкара показала, как работали наши бабушки в деревнях плакальщицами — это искусство, которое практически утеряно на сегодняшний день. Знаю, что одна крупная компания в Москве пыталась воссоздать институт плакальщиц, но не нашли ни материала, ни людей, которые смогли бы этим заниматься. 

Третье задание — теоретическое. Участники тянут билет, в котором описана нестандартная ситуация. Например, в зале прощания выключился свет. Что делать? Как деликатно выйти из сложившейся ситуации? Или кто-то из гостей очень долго говорит, а общее время прощания подходит к концу... Эти случаи из жизни, мы пользуемся сценариями, которые реально могут произойти во время прощания, и требуется профессионализм, скорость реагирования и готовность к любому форс-мажору.


DSC09426.jpg

Четвертый этап заключается в чтении незнакомого текста с листа. Бывает так, что прямо во время церемонии церемониймейстеру приносят какую-нибудь телеграмму, письмо, которые надо красиво прочитать. И вот, он должен озвучить всем присутствующим абсолютно незнакомый текст с подобающей интонацией. В этом году конкурсанты читали отрывки из романа Михаила Булгакова «Записки врача». Надо отдать должное, все справились достойно. 

Пятый этап — самый основной, подготовка и прочтение траурной речи. Буквально за несколько дней мы провели жеребьевку, и каждому досталась определенная тема. У кого-то было прощание с врачом, у кого-то с участником специальной военной операции, у кого-то с музыкантом. Нестандартный вариант — прощание с директором ивент-агентства, когда нужно было подчеркнуть характер усопшего, его любовь к жизни, и после речи церемониймейстера запускались в небо шары и звучала любимая песня усопшего (отнюдь не печальная).


DSC09218.jpg

DSC09179.jpg

Жюри строго оценивало участников конкурса

У Айгузель Муллакаевой из Новосибирска оказался самый сложный кейс: провести церемонию прощания для одного человека. Не углубляться при этом в биографию усопшего, потому что рассказывать мужу о его жене, которую хоронят, какой она была хорошей и любящей, где она работала и сколько детей родила — это неправильно. Айгузель достойно справилась со своей задачей. При том, что девушке всего 23 года, два из которых она профессионально занимается церемониями похорон. 

Вообще, очень важно, что прощание может быть очень уникальным, и иногда идти не по сценарию церемониймейстера, а по сценарию человека, с которым прощаются. Он сам заранее пишет свои пожелания, которые потом исполняют родственники и близкие. И такая церемония может быть очень необычной для традиционного восприятия. 

— Я слышала, что раньше Сергей Якушин после конкурса комментировал удачи или ошибки, которые допускали церемониймейстеры...

— Да, это было очень полезно! И это были открытые уроки для всех гостей и участников выставки. Но если раньше было три-четыре участника конкурса, теперь восемь-десять, конкурс затягивается на три часа, поэтому, увы, сложно вписывать во временные рамки еще и комментарии. Мы обсуждаем с коллегами и организаторами каким образом вернуть этот формат в нынешних условиях. Пока же я как ведущий общался с участниками, мог задать наводящие, уточняющие вопросы, узнавал об их планах на развитие.


DSC09195.jpg

— А какое развитие может быть у церемониймейстера?

— Например, начать использовать новые технологии на церемонии, научиться проводить поминальную трапезу, сопровождать церемонии открытия памятников, ведь это тоже важный момент для сохранения памяти. Я, например, семь лет назад начинал работать в зале прощания при военном госпитале Бурденко. Потом все это переросло в службу церемониального сервиса, и я стал развивать это направление в Москве. За это время столица шагнула далеко вперед в сфере похоронного церемониала. В каждом регионе есть свои особенности, которые определяют нюансы проведения церемоний прощания. В столице — один стиль, в Новосибирске — другой.


DSC09216.jpg

Лучшим церемониймейстером 2025 года стала Айгузель Муллакаева из Новосибирска

— А в чем разница между новосибирским и московским стилем церемониймейстерства?

— Разница существует в подаче материала, визуале, технологии проведения церемонии. Москва более четкая, ограничена временными рамками: аренда зала в среднем тридцать минут, и надо, чтобы за это время люди зашли, вышли, и еще надо успеть провести церемонию прощания. В визуальном образе Москва придерживается более строгого стиля: деловой костюм у мужчины-церемониймейстера, у женщин юбка до колен, пиджак. И залы прощания в столице оформлены лаконично. 

В Новосибирске — ритуальная помпезность, которая заключается в самой архитектуре крематория. И когда заходишь внутрь, то видишь элементы Музея мировой погребальной культуры, поэтому женщина-церемониймейстер в шляпке с вуалью, в платье смотрится более органично. Да, кстати, если в столице церемониймейстер — это больше мужская профессия, то в регионах работают в основном женщины.

DSC09481.jpg

Несмотря на соперничество, участники конкурса поддерживали друг друга

DSC09493.jpg

— Что нужно, чтобы стать церемониймейстером? Есть ли возрастные ограничения? Моя приятельница, которая недавно вышла на пенсию, вдруг очень захотела освоить эту профессию...

— В каждом возрасте есть свои преимущества. И человек, который прожил много лет, с высоты своего опыта может сформулировать какие-то вещи, которые не получатся у молодого церемониймейстера. А молодежь, например, может проявить гибкость и легче подстроиться под необычные запросы. Все очень индивидуально, но важно получить знания. Поэтому милости просим вашу приятельницу в Новосибирский учебный центр похоронного сервиса. Учиться, менять что-то в жизни никогда не поздно, тем более, если есть стремление, есть эмпатия. А в нашей профессии она обязана присутствовать. 

Беседовала Ульяна Тихонова.

 

 


Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика