Частные крематории в России: легализовать нельзя запретить

02.09.2024
Последнюю неделю в СМИ распространялась информация, что российские ритуальщики просят Госдуму «легализовать частные крематории». Но как в таком случае крематории «незаконно» работают десятилетиями?

С чего все началось?

Ассоциация «Похоронные организации Урала» во главе с директором организации Дмитрием Хазовым в обращении к депутату Госдумы Светлане Разворотневой попросили легализовать частные крематории в России, а именно внести правки в действующий федеральный закон «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 N 8-ФЗ. Согласно действующей редакции федерального закона, а именно, статье 4, местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. В статье 15 сказано, что «места погребения могут быть: по принадлежности — государственные, муниципальные» и у многих создается впечатление, что крематории являются местами погребения и они по принадлежности могут быть муниципальные и государственные.

DSC00024.JPG
Дмитрий Хазов и Борис Якушин на Всероссийском конкурсе по танатопрактике в 2023 году

Но это нужно трактовать не совсем так буквально, так как есть статья 3, которая определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.

Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определённом нормативными правовыми актами Российской Федерации). Системное толкование норм Федерального Закона РФ № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле» позволяет сделать вывод, что кремация законодателем определяется как первоначальная стадия процесса погребения в случае последующего захоронения урны с прахом (ст. 3), так и как ритуальная услуга в случае последующей выдачи урны с прахом (п.п. 4 п. 1 ст. 9). 

Таким образом, оказанием услуг кремации населению могут заниматься не только государственные и муниципальные организации, но и юридические лица любых форм собственности. Наличие крематория является неотъемлемой частью оказываемой услуги кремации, поэтому и крематории могут находится не только в государственной и муниципальной собственности, но и принадлежать юридическим лицам любых форм собственности. 

h3ik1toizq30fz5r4z1v80ai1viva6sk.jpg
Колумбарий при Новосибирском крематории

При незавершенности процесса погребения сам по себе крематорий не может являться местом погребения, в этом случае он является местом предоставления услуги кремации. 

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального Закона РФ № 8-ФЗ от 12.01.1996. «О погребении и похоронном деле» крематории могут находиться в ведении органов местного самоуправления. При этом указанная норма не является императивной. Предусматривая нахождение крематориев в ведении органов местного самоуправления, в то же время она не запрещает иным юридическим лицам иметь крематории в собственности, также в норме не содержится ограниченный перечень лиц, имеющих право ведать крематориями. 

Такой подход был подтвержден судебной практикой и позицией УФАС, выраженной в разъясняющих письмах (например, Письмо № АК/34001 от 30.09.2009, Письмо от 24.07.2009 № ПС/24493 и Письмо от  23.03.2007 № АК/3795). Но тем не менее хоть такая трактовка закона поддерживается судебной практикой и её придерживаются юристы, занимающиеся вопросами в похоронной сфере, зафиксировать частную собственность на крематории без двойных трактовок и разного понимания все-таки необходимо для инвесторов и органов местного самоуправления, чтобы инвестор имел чётко прописанный в рамках действующего законодательства путь создания именно частного крематория. А органы местного самоуправления смело могут принимать инициативу от частного инвестора и согласовывать его размещение.

yswu2L6sd44.jpg
Крематорий «Каменный цветок» в Подмосковье был закрыт по решению суда

Почему это важно?

Эта юридическая нечёткость трактуется судами по-разному. За 2023 год в Подмосковье закрыли сразу два частных крематория ,«Каменный цветок» и «Честный агент», в обоих случаях судьи опирались на существующий закон, интерпретируя, что данные объекты НЕ МОГУТ находиться в частной собственности, раз это не прописано в законодательстве.

В разговоре с «Постньюс» президент Ассоциации крематориев России Алексей Сулоев утверждает, что данный прецедент касается исключительно московского региона. В других субъектах судьи становятся на сторону частного бизнеса. «На сегодняшний день в России работают 38 крематориев, из них 28 частных, еще 23 — на стадии строительства, и они тоже частные. В крупных городах страны кремация составляет более 70%. Если закрыть частные крематории, то в стране случится коллапс», — отмечает Сулоев.

img8.jpg
Иван Новопашин

Иван Новопашин, заместитель генерального директора группы компаний MAIN, член экспертной рабочей группы по совершенствованию похоронного законодательства, поддерживает идею привлечения частного капитала в похоронную сферу, однако подчёркивает, что Закон о погребении в действующей редакции не позволяет однозначно определить формы собственности на крематории и колумбарии, что является главным административным барьером: 

«Частная собственность выводится путем сложного и неочевидного толкования, доступного лишь узкопрофильным специалистам в сфере похоронного дела. К сожалению, буквальное прочтение статей Закона в их текущем виде позволяет надзорным органам и недобросовестным участникам рынка проводить юридические спекуляции, и проекты новых крематориев замораживаются на старте или их деятельность приостанавливается. Чтобы строительство крематориев стало вновь инвестиционно привлекательным, бизнесу и органам власти нужно видеть прямое законодательное закрепление возможности частной кремации. Конкретизация закона в данном случае значительно уменьшит правовые риски для всех заинтересованных сторон».

Денис Савченко, юрист ООО «Новосибирский крематорий», специалист в области правового обеспечения национальной безопасности, аспирант кафедры гражданского и предпринимательского права НГУЭУ, тоже считает необходимой идею закрепления права частной собственности на такие объекты похоронного назначения как крематории и колумбарии:

«Традиционно ритуальное обслуживание населения было прерогативой публичной власти, а сама сфера похоронного дела и связанные с объектами похоронного назначения вопросы рассматривались исключительно через призму публично-правового регулирования, что в значительной степени явилось следствием наследия советской эпохи [...]. Однако на современном этапе социально-экономического развития нашей страны, в условиях свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции, создание и функционирование многих объектов похоронного назначения как элементов предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов базируется на гражданско-правовых началах [...]. 

Осознавая объективную сложность и длительность принятия полноценно нового закона, обладающего потенциально внушительным уровнем регулирующего воздействия на имеющуюся правовую систему, возникает необходимость приведения действующего ФЗ «О погребении и похоронном деле» в соответствие со складывающейся на практике картиной».

DSC00142.JPG
Наталья Савченко на Уральском форуме специалистов похоронного дела

По мнению юриста Натальи Савченко, в корне неверно обозначать проблему как отсутствие возможности в соответствии с действующим законодательством называть строящиеся и действующие крематории «нелегальными». Просто правовые нормы не звучат так чётко и обосновывать их правомерность и легальность приходится дополнительными помимо закона нормами.

Наталья, может ли действующее законодательство привести к закрытию всех частных крематориев в стране? 

— Само законодательство точно нет, а вот подведённая к тому политика с привлечением административного ресурса может стать серьёзной проблемой, но всё же, отвечая на вопрос и с учетом правильности оформления каждого крематория, думаю, что всё-таки нет!

Какова вероятность принятия поправок и в чем сложности их согласования? 

— Вероятность принятия правок в части однозначности введения понятия, что крематорий может находиться в  частной собственности, думаю, может решиться достаточно быстро, если такое «одобрение» будет дано «сверху». То есть, полагаю, тормозить внесение таких правок может скорее всего административный ресурс, так как тут нет сложностей юридического характера.

Насколько эти поправки отражают существующее положение в отрасли, что можно ещё добавить или конкретизировать? 

 — Если мы говорим только о плоскости частных крематориев, то, полагаю, всё же правильным представляется предложение разобраться с терминологией. Предлагаемая сейчас статья 3, предусматривающая изменение значения термина «погребение» и исключение из его содержательного состава указания на кремацию, видится не совсем удачной, т.к. не способствует разграничению смыслового содержания понятий «погребение» и «захоронение», а также создаёт неопределённость в статусе кремации. В этом ключе предложенная ранее Минстроем редакция (погребение — обрядовые действия по захоронению останков умершего, кремация (с последующей выдачей праха умершего, его захоронением или развеиванием), предание останков умершего воде в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарно-эпидемиологическим требованиям) представляется более состоятельной. В качестве более успешного примера также можно привести используемое белорусским законодателем в Законе РБ «О погребении и похоронном деле» определение: «погребение  действия по захоронению, включающие выбор места погребения, подготовку тела (останков) умершего к кремации либо захоронению, кремацию тела (останков) умершего и перевозку тела (останков) умершего либо урны с прахом (пеплом) к месту погребения, организацию похорон, предоставление иных сопутствующих услуг)».

В чём заключается юридическая коллизия? Почему нужно осторожно подбирать термины, в чём сложность формулирования понятия частной собственности в сфере похоронного дела?

— Это связано на сегодня, в частности, например, с тем, что в существующем законе есть термин места погребения — и это и кладбища, и крематории. А по факту между этими двумя объектами есть существенные различия, потому что кладбище — действительно место погребения и тела, и урны с прахом, а крематорий может просто оказать услугу кремации и выдать заказчику урну для хранения или захоронения, например, на том же кладбище. 

Как простому читателю отделить зёрна от плевел, как понять где СМИ нагнетают и формируют неправильное направление мнения? 

— Думаю, «смуту» вносят заголовки, предлагающие «легализовать» или «узаконить» частные крематории. Полагаю, здесь правильнее говорить о закреплении однозначности возможности иметь крематории в частной собственности. Полагаю, что для читателей важно запомнить, наверное, только про свои гарантии, которые государство предоставляет при погребении умерших, и том, что в любом случае созданные и работающие крематории работают легально, несмотря на сложность юридических подходов в этом вопросе.  


Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика