Это все, что останется после меня: куда и когда могут исчезнуть старые кладбища Татарстана?

22.04.2019
Это все, что останется после меня: куда и когда могут исчезнуть старые кладбища Татарстана? - Похоронный портал

Фото с сайта https://sntat.ru/obshchestvo/eto-vse-chto-ostanetsya-posle-menya-rezinovaya-zemlya-dovody-religii-p/


После долгих лет гипотетических высказываний мэрия Казани наконец назвала сроки появления в столице Татарстана крематория – 2020 – 2023 годы. Сколько в регионе кладбищ, когда их можно будет застраивать и чьим останкам современников суждено превратиться в археологические экспонаты, разбирался «Татар-информ».

Где в Татарстане находят вечный покой 

3566 – именно столько кладбищ находится на территории Татарстана, согласно официальным данным на 1 октября 2018 года. Лидер по количеству погостов – Арский район (здесь 160 кладбищ), затем идут Азнакаевский, Буинский, Кукморский и Альметьевский районы (в них от 137 до 130 кладбищ). Многочисленны погосты в Мамадышском, Нурлатском, Высокогорском и Сармановском районах (на их территории от 112 до 104 кладбищ). Большая часть всех республиканских кладбищ, 2600 (это 73 % от общего их числа), как сообщили информационному агентству в Совете муниципальных образований РТ, являются вероисповедальными, т.е. предназначены для погребения умерших одной веры.

В Казани в настоящее время 34 кладбища (по данным, предоставленным мэрией города, 33), вероисповедальные из них 4: одно мусульманское на 38 гаи три старообрядческих общей площадью 1,44 га. В перспективе севернее мусульманского вероисповедального кладбища площадь в 9,91 газаймет иудейское. 

Кладбищ нет – есть сельхозземли?

Сколько гектаров занимают все вместе взятые территории погребения Татарстана, как это ни парадоксально, оказалось, не знает никто.

Большинство кладбищ находятся на землях сельхозназначения. Сейчас медленно, очень медленно, идет процесс перевода этих земель, учета, межевания. Дело в том, что в районах много кладбищ, но никакого их учета нет, потому что денег на межевание, на проведение соответствующих работ (внесение изменений в генеральный план, планы застройки и пр.) ни у сельских поселений, ни у района нет – районы этим собственными силами не могут заниматься. Вот и получается, что в Казани кладбища, полагаю, описаны, в Челнах, наверное, описаны, отдельно кладбище зарегистрировано в Камском Устье, в Затоне, но большинство кладбищ у сельских поселений не зарегистрированы. По документам их вообще нет», – шокировал разъяснением ситуации и. о. председателя Палаты имущественных и земельных отношений Камско-Устьинского района Сергей Головин.

Он также напомнил, что такая картина сложилась за годы советской власти, когда было стандартным по усмотрению местной администрации произвольно отделять части земель на окраине поселения под погост.

«Тогда ведь как было? “Вон там возьмите и сделайте кладбище”. Кроме того, очень многие населенные пункты до наших дней уже просто исчезли, а места их кладбищ пока остаются различимы. В сельском поселении дают документ о захоронении на таком-то кладбище. Само название, может, в нем и есть, но сказать вам площадь кладбища вряд ли кто сможет – это нужно межевать», – дополнил Головин.

Учетом, юридическим оформлением границ кладбищ по поручению Президента РТ совсем недавно стало заниматься Министерство земельных и имущественных отношений Татарстана совместно с Росреестром. Глобальная кладбищенская перепись в Татарстане, инициированная общественным движением «Казанские некрополи», должна для начала дать полную и объективную информацию о специфических территориях самим госслужащим.

«В каждой деревне всегда было кладбище – минимум одно. Никогда в соседнюю деревню хоронить не ходили. Плюс города, плюс в некоторых деревнях есть старые кладбища. Но общую площадь кладбищ вы нигде не найдете сейчас – в полном объеме официально данных нет. В городах вопросы более-менее решены, и мы сейчас занимаемся маленькими сельскими кладбищами, многие из которых никак не оформлены и числятся как земли сельхозназначения или Гослесфонда – разные ситуации бывают. Есть даже случаи, когда на кусок кладбища каким-то образом оформлена частная земля – неправильно отмежевана. Были неприятные инциденты, когда кладбища разрушали... Президент (Рустам Минниханов – Ред.) перед нами поставил задачу – навести порядок. Мы помогаем органам местного самоуправления оформлять кладбища, выявлять, переводим их из категории сельских земель», – рассказал заместитель министра земельных и имущественных отношений РТРустэм Мерзакреев, затруднившись, впрочем, уточнить, в какую именно категорию земель.



Как сказал собеседник, жесткие сроки ведомству не выставлены, но работа ведется «каждодневно». Земельные участки, на которых располагаются кладбища, являются муниципальной собственностью и после завершения учета, заверил Мерзакреев, останутся в ведомстве органов местного самоуправления.

Все кладбища должны быть обязательно отражены в материалах территориального планирования в том числе (генпланов), потому что они имеют охранные зоны. Ни для кого не секрет, что сейчас часто дома строят впритык к кладбищу. Мы этим тоже занимаемся. Наша задача – чтобы все было внесено в Росреестр, который ведет учет», – резюмировал заместитель министра земельных и имущественных отношений РТ.

Лимит памяти человечества

Присмотр за могилами выдающихся предков, содержание их в достойном состоянии, поиск забытых захоронений и благоустройство кладбищ в целом на манер часто посещаемых туристами Новодевичьего или Ваганьковского в Москве все более популяризируются, вслед за Казанью охватывая другие части региона. В столице РТ каталогизацией могил известных людей на официальном уровне при содействии Института истории имени Марджани занимается движение «Казанские некрополи».Старообрядцы в течение нескольких последних лет активно восстанавливают пробелы утраченных архивов Арского кладбища,разыскивая и топографируя на виртуальных картах захоронения представителей своей веры.На балансе у Елабужского государственного музея-заповедника находятся японское, австро-венгерское и православное кладбища, где музейщики самостоятельно инвентаризировали захоронения. Подключаются и другие музеи региона: активно проявили себя Тетюшский, Мензелинский и Мамадышский районы.

Тем не менее, помнить всех выдающихся людей ближайших эпох, а уж тем более достойных людей за всю историю человечества невозможно. Еще менее осуществимо сохранять в бесконечной перспективе место их захоронения. А если исходить из того, каждый человек достоин памяти и почтения в веках, а население Земли к настоящему моменту превышает 6 миллиардов человек, плюс все те цивилизации, которые существовали до нас, инициатива столь пристальной опеки кладбищ становится абсолютно утопичной.


Особое отношение к месту захоронения – скорее этический вопрос, самая главная загвоздка которого – срок, который не возьмется регламентировать никто из современников. При этом логическая цепочка приводит к мысли, что в конце концов от останков не остается и следа, то есть захоронение как таковое перестает существовать в ходе естественных процессов. Иначе весь Земной шар, где ни копни, представлял бы собой бесконечный могильник – причем не только предков рода человеческого, но и множественных костей животных. Почему же это не так, если в то же время до сих пор археологи находят и древние захоронения, и кости древних животных, объяснил кандидат геолого-минералогических наук, завотделом Геологического музея КФУГеннадий Сонин.

Жизнь после сметри. Научный взгляд

«Скелет этого мамонта был найден на территории Татарстана у притока Камы в Агрызском районе. Вымерли мамонты примерно 11 тысяч лет назад. Этот лежал в сухих суглинках – ему там, естественно, ничего не было, и он полностью хорошо сохранился. Все зависит от того, в каких именно условиях окажутся останки. У нашего мамонта кости еще не окаменевшие, хотя они такую стадию уже проходят, но все-таки здесь еще много органики в структуре костей. Земная кора, как губка, насыщена водными растворами: есть карбонатные воды, хлоридные, углекислые... В этом случае были железистые воды, и он поэтому коричневый – пропитывался постепенно этим раствором», – начал рассказ Сонин.

Ученый пояснил, что вслед за разрушением органической составляющей кости ткань ее со временем замещается различными минералами – теми, которые содержатся в почве, где оказались останки. Известны позвонки ихтиозавров пиритовые, карбонатные, кремнистые и т.д. Накопление минералов превращает кость в окаменелость. Или возможен другой сценарий – преобразование в природные ископаемые. И то, и другое – так называемый процесс фоссилизации.


«Увеличивает сохранность кости отсутствие кислорода – в болоте, например. На поверхности они сразу начинают окисляться. Есть свидетельство профессора Лопатина, который рассказывал, как в Дании, куда он ездил, рыцарь утонул в болоте, в торфянике, вместе с лошадью. Со временем он весь превратился в пирит, и позже его даже оттуда достали целиком. Но поскольку пирит окисляется, рыцарь весь рассыпался на кислороде (надо было его хоть лаком покрыть). Второй такой случай, тоже в Дании, также описан в литературе: шахтер вскоре после свадьбы провалился в шахту и погиб. Через много лет, когда стали реставрировать шахту, нашли минерализовавшееся тело. Невеста его к тому времени состарилась, но еще жива была – она его даже узнала, все черты лица сохранились. Но при определенных условиях (большой влажности) кости достаточно быстро могут распадаться, превращаться в труху, тогда от них ничего не остается. Иногда в пределах столетия даже, когда хоронят мужа, жену, детей в уже существующую могилу, открывают ее, а там только волосы сохранились», – пояснил Геннадий Сонин.

Рассыпается кость при таком сценарии на карбонат кальция (тот самый кальций, недостаток которого живые для прочности скелета или зубов часто восполняют с помощью лекарственных препаратов). А дальше этот элемент таблицы Менделеева снова идет в общее дело восполнения природных ресурсов – кальцинирует другие организмы или образует пласты меловых почв. Круговорот веществ в природе, который все изучали в школе, но о котором вряд ли задумывались применительно к себе и своим близким.

Когда могилу копаешь, много камешков, которые называют известковыми куклами или журавчиками. Очень распространены в суглинках», – заметил кандидат геолого-минералогических наук.


К слову, по этим же причинам не сохранилось останков простых жителей Древнего Египта, в то время как мумифицированные правители стали любимым объектом археологов всего мира. Как напомнил Геннадий Сонин, вдоль Нила существует несколько ландшафтных террас. Тела простых крестьян, скорее всего, закапывали в песок, на нижней террасе, потому что строить для каждого гробницы или хотя бы аналоги в каменной пустыне было бы слишком трудоемко, долго, дорого – словом, нецелесообразно.

«На нижней террасе влажно, там, скорее всего, вообще ничего не сохраняется – все перегнивает. Мы почему сеем на почве, где влажно? Чернозем-то – что это такое? Это растительность, которая непрерывно и быстро перегнивает. На черноземе все сразу и растет, новые организмы органику быстро в себя впитывают», – разъянил собеседник.

Гроб сосновый

Как рассказал «Татар-информ» эксперт отделения судебно-медицинских исследований экспертно-криминалистического отдела Следственного управления Следственного комитета России по РТ Константин Кирягин, человеческий труп полностью скелетируется (остается без мягких тканей) за 1,5 – 3 года. Затем с течением времени наибольшую сохранность демонстрируют трубчатые кости: бедренная, берцовая, плечо, предплечье. Неплохо сохраняются и короткие трубчатые кости, кости таза, черепа и зубы. На первоначальных этапах (до запуска минерализации – Ред.) чем больше проходит времени, тем более хрупкой становится кость за счет утраты органической составлящей.

Обрядовые традиции погребения (одежда, оборачивание в ткань, гроб и т.д.), по его словам, направляют процесс разложения тканей по отличному от естественных условий пути, замедляя его (и в этом с криминалистом согласен геолог Геннадий Сонин). Существенно сказывается время года, влажность окружающей среды, доступ воздух и характер почвы.

«Когда труп находится в состоянии повышенной влажности и ограниченного доступа воздуха (например, глинистая почва, или утопление, подо льдом), он превращается в жировоск. В этом случае мягкие ткани становятся пластилиновой плотности на ощупь, органная принадлежность неразличима, и гниение в классическом смысле – чтобы остались одни кости – происходит медленнее. Чем меньше доступа воздуха, но чем более плотная почва, тем дольше сохраняется труп – медленнее идут процессы. В глине, например, они будут идти дольше, чем в песке», – пояснил Константин Кирягин.


Условия могут быть существенно разными в пределах одного кладбища, не говоря о территории всего Татарстана. Так, на кладбище у поселка Сухая река в Казани, по словам Геннадия Сонина, почва сухая суглинистая. Погребенные здесь, говорит ученый, «будут лежать вечно и постепенно окаменевать». Сухие почвы и на Архангельском кладбище, у Архиерейской дачи, и на Арском, особенно у возвышающегося отдельно Верочкина бугорка. На Самосыровском, ни для кого не секрет, почва влажная. Останки, как пояснил геолог, будут здесь превращаться в карбонаты.

«У нас очень жесткая вода – карбонатная. А в районе Самосыровского кладбища, тем более, очень близко подходит казанский ярус, насыщенный карбонатными водами. Лучше всего для сохранения костей сухой песок и суглинки, хуже всего – влажные земли и сырая глина. Если глина на высоком рельефе, сухая, то она тоже их прекрасно сохранит», – резюмировал собеседник.

Крематорий: Земля «резиновая», город – нет

Еще в недавнем прошлом Казани уничтожение и застройка новыми объектами территории кладбищ была реальностью. В ХХ веке, за годы Советской власти, стерты с портрета Казани кладбища у Кизического монастыря (теперь здесь парк и ДК Химиков), Зилантова, Богородицкого и Прилуцкого (старообрядческого, теперь здесь лодочная станция), на территории Казанского Кремля. Существующие городские кладбища зачастую переполнены и уже не имеют возможностей к расширению границ.

Согласно действующему законодательству, «создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий». При этом, как пояснили корреспонеденту в Управлении по организации ритуальных услуг Казани, территорию бывшего кладбища можно будет использовать лишь через 20 лет и только под зеленые насаждения – строительство чего-либо действующий закон на таких территориях запрещает.


По нормам, соседствовать с кладбищами площадью от 20 до 40 гакакие-либо объекты могут не ближе, чем на расстоянии в 500 м(также как в случае таможенных терминалов, оптовых рынков, полигонов твердых бытовых отходов и других объектов, подчеркнули в исполкоме Казани). Для закрытых кладбищ, мемориальных комплексов, кладбищ с погребением после кремации, колумбариев и сельских кладбищ санитарная зона составляет всего 50 м(такая же установлена, например, для отдельно стоящих гипермаркетов, мойки автомобилей до двух постов, голубятен.

«На сегодня ведется обсуждение норм в отношении кладбищ с представителями санитарно-эпидемиологических служб», – резюмировали в исполкоме Казани.

В условиях растущего населения не только всей планеты, но и Казани в частности, за темпами прироста которого геологические процессы криговорота веществ явно не поспевают, все актуальнее станоится идея крематория. Комплекс сжигания тел умерших был заложен в проект нового кладбища Казани, для которого, тем не менее пришлось дополнительно присоединять к территории столицы РТ земли соседнего района. После долгих лет неумолкающих слухов и диалогов в марте этого года исполком Казани, наконец, признал, что крематорий будет построен.


Жизнь после смерти. Религиозный взгляд

Ни мусульмане, ни христиане Татарстана кремацию тел умерших не одобряют (к слову, в некоторых странах мира на это все-таки приходится идти из-за жаркого климата или специфики территорий). Имам-мухтасиб города Зеленодольска Габдельхамит хазрат (Зиннатуллин)и настоятель Никольского кафедрального собора Казани протоиерей отец Иоанн (Барсуков), к которым агентство обратилось за обоснованием такой позиции, схоже друг с другом напомнили, что по религиозным канонам «человек из земли сотворен Всевышним и возвращается в землю» и «земля ты и в землю отойдешь, прах ты и в прах возвратишься».

А основе христианства, кроме того, лежит идея воскресения сына Божьего Иисуса Христа, ожидания его второго пришествия на Землю, когда по его зову должны будут воскреснуть и все когда-либо ранее жившие и предстать перед ним (судный день). В «Апокалипсисе», последней части «Нового завета», даже сказано, сколько именно от ныне живущих и воскресших получат «билет» в вечную жизнь, а сколько – воздаяние за неправедность.

Как пояснил отец Иоанн, подчеркивая, что выражает свою личную точку зрения как христианин, православные трепетно относятся к умершему телу, поскольку живущие люди – носители образа Божьего, венец его творения, и даже после смерти (после разлучения души и тела) умершего продолжают любить.

«Во-вторых, всем нам подобает предстать в воскресшем теле в другом качестве, как Христос, который мог явиться, мог исчезнуть, вознесся на небеса… Таково же, по учению церкви, будет наше преображенное тело. И погребенное тело, и место захоронения для нас святые, поэтому даже с течением лет мы ни в коем случае не собираемся строить дом на местах погребения умерших», – сказал настоятель Никольского кафедрального собора Казани.


При этом, однако, он подчеркнул, что наличие останков – необязательное условие для воскресения, поскольку Бог создал человека из «персти земной»: кремируют или нет, человек все равно воскреснет.

Всемогущий Боже ничем не сдерживается. Лжедмитрий, которого сожгли, а пеплом зарядили орудие и выстрелили в сторону Польши, тоже воскреснет, ибо здесь речь идет не об осуществлении каких-то физических законов, здесь всемогущество Божие, который из небытия призвал бытие – этот прекрасный мир, в котором создал человека», – пояснил отец Иоанн, но акцентировал, что даже если Казань сильно разрослась, в России много земли, поэтому «надо возгревать в людях чувство к святыне: кладбище – неприкосновенно».

К телу умершего и в исламе, сообщил Габдельхамит хазрат, большое почтение и уважение. Всевышний, пояснил он, свое наивысшее разумное творение восхваляет. Когда у человека заканчивается этап испытания жизнью, начинается следующий процесс – он заново, «по крупиночкам», сотворяется из земли, повторно возвращаясь к Всевышнему.

Соглашаться на кремацию, отношение к этому иметь для правоверных мусульман – самое грешное, варварское, унизительное отношение, признак низшего, невежественного отношения. Считается, что как живого человека сжигаем. Пророк Мухаммад говорит о том, чтобы не бросали в огонь даже мелких живых тварей – ни в коем случае нельзя сжигать ни тараканов, ни другие существа. Если убивать, то другими способами, но не сожжением. Судный день, ад подразумевает, что люди будут гореть в наказание за их злодеяния. Это великий суд – человек должен бояться огня. На земле, как может человек, не боясь, своего близкого человека, родителей, мать, отца сжигать в крематории?! Это варварство. Я думаю, это должно общенародно решаться, в большинстве даже из чисто этических соображений», – разъяснил позицию ислама имам-мухтасиб города Зеленодольска.

А вот в отношении места погребения собеседник выразил отличающуюся от христианской точку зрения. По его словам, к третьему поколению потомков навещающих захоронения становится или совсем мало или вовсе уже не остается, поэтому в среднем через полвека в существующую могилу можно хоронить заново и в случае вырождения деревни, например, использовать такую территорию не только под кладбище.


Это все, что останется после меня…

Однако вовсе не пепел, оказывается, остается после кремации от покойного… Сжигание – единственный способ разрушить кости, не дожидаясь многовекового природного разрушения, да и то, как выясняется, условный.

«Единственный организм, который умудрялся нарушать целостность костей, – личинки жука проволочника, обитающие в почве и выедающие в них полости. Всю кость проволочник, конечно, не съест, но губчатое вещество – запросто. А чтобы разрушить кость совсем, лучше всего прокалить ее или сжечь. Тогда она, нередко, кстати, сохраняя форму, просто становится крайне хрупкой и рассыпается сама или при прикосновении к ней. Но и в этом случае можно установить, принадлежала она человеку или определенному животному, содержащиеся в останках химические элементы», – рассказал эксперт Следственного управления Следственного комитета России по РТ Константин Кирягин.

В кремационных печах поэтому также образуются предельно обгоревшие, но все-таки останки костей. Их отделяют от материалов гроба, с помощью магнита – от металлических деталей (гвозди, протезы…). Затем прокаленные костные останки дополнительно механически измельчают до состояния однородного порошка – все той же неорганической составляющей, в которую каждый, будучи погребенным, рано или поздно превратится, чтобыстать затем частью минерала, слоя почвы или иной формы жизни (растения, а, может быть, и бактерии). В этом бесконечно циклическом перерождении материи и состоит главная загадка жизни на планете Земля.

Фото: Рамиль Гали, Александр Эшкинин

Автор материала: Оксана Романова


Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика