Архангельск. Когда наступит покой?

29.11.2018
Архангельск. Когда наступит покой? - Похоронный портал
Вот уже много лет архангелогородцы жалуются на содержание городских кладбищ. Тонущие участки, грязь, неубранные контейнеры, разбросанные ветви деревьев, а после августовского урагана и сами деревья, наваленные на оградки и памятники. При этом финансирование некрополей в городском бюджете остается крайне скудным.

Прошедший в августе ураган оставил свои следы практически везде. Но если вблизи домов поваленные деревья стараются убирать, хоть и не всегда оперативно, то ситуация на кладбищах остается плачевной. Так, на Вологодском до сих пор, спустя три месяца, еще можно увидеть разбросанные деревья и раскуроченные оградки.

На недавнем заседании комиссии по городскому хозяйству архангельской Думы директор департамента городского хозяйства Владимир Шадрин сказал буквально следующее.

– Существует проблема заезда на некоторые кладбища и вывоза с них остатков деревьев. Кроме того, работы по спиливанию тополей в этих условиях весьма непростые, требующие привлечения промышленных альпинистов. Спиливать нужно очень аккуратно, чтобы не повредить памятники. Целиком деревья тем более не вывезти, приходится распиливать и увозить по частям. На Вологодском кладбище ситуация самая сложная, – отметил Владимир Шадрин.

И действительно, во время урагана деревья на Вологодском и Соломбальском кладбищах вырывало с корнями. Представьте себе огромные тополя, своими стволами сломавшие десятки оград и памятников. Конечно, никому такая картина не понравится. Особенно родственникам покойных, приходящих убрать на могилах. Они и без того жалуются, например, на нерешенную десятилетиями проблему дренажа. Ведь до некоторых могил нужно добираться в прямом смысле «вплавь», особенно весной и ранним летом.

Я нашел интервью уже бывшего директора МУП «Спецтрест» Романа Зарипова, которое он дал еще в 2007 году.

– Дренажная система – это очень дорогое удовольствие. Здесь требуются большие финансовые вливания. А у нас как рассуждают: «За деньги я и сам смогу, ты сам заработай». Но важно понять, что уход за кладбищами – дело, требующее ответственности, профес-сионализма и финансирования, в том числе и бюджетного. И если мы усвоим эту очень простую мысль – вот тогда на наших кладбищах наконец-то воцарится покой, – сказал Роман Зарипов.

А с финансированием и спустя 11 лет все очень плохо. В 2019 году в городском бюджете на содержание некрополей заложено всего 2,5 миллиона рублей и еще небольшие средства в бюджете округов. Этих денег не только на дренаж, но и на элементарные, более простые вещи не хватит. Получается, что нам снова предлагают заботиться о живых, забывая о мертвых.

Есть и еще одна проблема: то, что действующие кладбища «заканчиваются». Вологодское, Соломбальское, Жаровихинское и старое Маймаксанское уже не действующие. «Южная Маймакса», занявшая территорию в три автобусные остановки, также подходит к концу. Жителей Архангельска чаще стали хоронить на «Валдушках», добраться до которых гораздо сложнее из-за больших перерывов в маршруте № 110. Несколько решило проблему открытие крематория в Рикасихе, но не все желают после смерти «сгорать в печи». Так что придется или расширять со временем те же «Валдушки», или вообще отсыпать место для нового кладбища.

Известный российский бард Михаил Ножкин в свое время прославился песней «А на кладбище все спокойненько». На архангельских захоронениях давно неспокойно. «Когда уже у кладбищ появится хозяин? Вон, на английском мемориале все красиво и прибрано, говорят, что потомки моряков высылают деньги. Почему же у нас так все плохо?» – часто вопрошают жители Архангельска. И на этот вопрос вот уже два десятилетия никто не может дать ответа

Автор Алексей МОРОЗОВ      

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика