Общественная палата РФ. Закон об обнаружении и достойном захоронении павших защитников Отечества давно должен был быть принят

26.10.2018
Общественная палата РФ. Закон об обнаружении и достойном захоронении павших защитников Отечества давно должен был быть принят - Похоронный портал
В ОП КБР провели экспертизу соответствующего законопроекта

К такому выводу пришли члены ОП КБР в рамках проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов «О внесении изменений в Закон „Об увековечении памяти погибших при защите Отечества“ и отдельные законодательные акты РФ» (далее — законопроект об увековечении памяти павших) и «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» (далее — законопроект о внесении изменений в КоАП РФ).Председатель комиссии ОП по социальной политике и здравоохранению, председатель общественной организации «Совет ветеранов Кабардино-Балкарской Республики» Мухамед Шихабахов отметил, что необходимость в данном законе давно назрела.
 
«После боев Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, многие защитники Отечества остались непогребенными или захороненными в неизвестных могилах», — отметил он.
 
Членами и экспертами Общественной палаты положительно воспринято возложение обязанности по захоронению (перезахоронению) останков погибших защитников Отечества на органы государственной власти субъектов РФ вместо органов местного самоуправления.
 
По мнению старейшего члена Общественной палаты Анатолия Канунникова, «вопросы захоронения и перезахоронения защитников Отечества являются вопросами государственного, а не местного значения».
 
Член Общественной палаты Расул Караев заметил, что «Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ „Об общих принципах организации местного самоуправления“ к вопросам местного значения относит только содержание мест захоронения».
 
Вместе с тем, законопроект об увековечении не предусматривает изменений в ч. 1 ст. 4 Закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», согласно которой на органы местного самоуправления возлагается ответственность не только за содержание мест захоронения, но и оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества.
 
К содержанию мест захоронения относятся поддержание надлежащего порядка и чистоты, сохранность памятников и надмогильных сооружений благоустроительные работы (покраска сооружений, обновление памятных надписей и т. п).
 
Также общественник отметил, что законопроектом не предусматривается внесение изменений в ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», которая устанавливает, что при обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы местного самоуправления обязаны в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших.
 
В случае принятия рассматриваемого законопроекта положения ч. 3 ст. 22 ФЗ «О погребении и похоронном деле» будут противоречить положениям Закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» в предлагаемой законопроектом редакции.
 
Члены и эксперты ОП обратили внимание, что нет ясности по предлагаемым перечням муниципальных образований, на территории которых проходили военные действия. С даты официального их опубликования земельные участки в местах военных действий, согласно законопроекту, должны использоваться с учетом положений Закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
 
Поскольку речь идет о перечнях муниципальных образований, непонятно, какие территории относятся к местам военных действий — вся территория муниципального образования или ее часть. Если к местам военных действий может относится часть муниципального образования, непонятно, каким образом определяются эти места военных действий. Если к этим местам относится в целом территория муниципального образования, зачем тогда применять новое понятие «места военных действий», правовое содержание которого законопроект не раскрывает.
 
Отмечено, что каких-либо особенностей использования земельных участков на территории муниципальных образований, включенных в перечень, или мест военных действий законопроект не предусматривает. Тогда зачем утверждать эти перечни? При этом не учитываются положения ч. 2 ст. 22 ФЗ «О погребении и похоронном деле» о том, что перед проведением любых работ на территориях боевых действий, концентрационных лагерей и возможных захоронений жертв массовых репрессий органы местного самоуправления обязаны провести обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений.
 
Вряд ли органы местного самоуправления обладают ресурсами, позволяющими проводить указанное обследование. Неизвестно также, какие мероприятия включают такое обследование. Учитывая, что в данной норме речь идет о территории боевых действий, а также указанную выше неопределенность с перечнем муниципальных образований, на территории которых проходили военные действия, высказано мнение о целесообразности утверждения перечня территорий боевых (военных) действий, а не перечня муниципальных образований.
 
Законопроектом об увековечении памяти устанавливаются слишком длительные сроки для внесения изменений в Правила землепользования и застройки в связи с обнаружением мест захоронений погибших защитников Отечества (шесть месяцев). Вряд ли внесение изменений в указанные Правила требует большего времени, чем эксгумация останков погибших, на которую отводится не более трех месяцев. Представляется необходимым сократить указанный срок и установить его аналогично сроку проведения эксгумации — не более трех месяцев.
 
В законопроекте об увековечении памяти павших речь идет только о перезахоронении. Ничего не говорится о возможности захоронения павших на месте их обнаружения. Члены Общественной палаты и эксперты считают, что законопроект следует дополнить положением о том, что при обнаружении непогребенных останков павших защитников Отечества или их неизвестных захоронениях обязательно следует рассматривать вопрос о возможности их захоронения на месте обнаружения.
 
По законопроекту о внесении изменений в КоАП РФ предлагается административную ответственность также для должностных лиц органов местного самоуправления за невыполнение обязанности по своевременному уведомлению уполномоченного органа субъекта РФ об обнаруженных непогребенных останков погибших при защите Отечества или неизвестных воинских захоронений.
 
Общественники также сошлись во мнении, что необходимо повысить размеры административных штрафов, поскольку предлагаемые размеры штрафов легче заплатить, чем приостанавливать работы, что может повлечь значительно больший ущерб, чем уплата предлагаемых штрафов.
 
По результатам экспертизы, члены и эксперты ОП пришли к выводу, что законопроект следует доработать с учетом высказанных в ходе его обсуждения замечаний и предложений.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика