Не стало В. В. Щагина, ректора КТИРПиХ с 1980 по 1988 гг.

08.03.2015
Не стало В. В. Щагина, ректора КТИРПиХ с 1980 по 1988 гг. - Похоронный портал

53 года жизни он посвятил работе в университете, был одним из строителей кафедры судовых энергетических установок и теплоэнергетики на калининградской земле. Рассказывать о его жизни и заслугах можно долго – в стенах КГТУ Виталий Васильевич раскрыл себя не только как талантливый руководитель, но, в первую очередь, как талантливый педагог и ученый, жизнерадостный и отзывчивый человек с отличным чувством юмора.

Прощание с Виталием Васильевичем состоится 7 марта в ритуальном зале Дома офицеров (вход со стороны ул. Брамса). Начало в 12-00.

Предлагаем вашему вниманию интервью, которое В. В. Щагин дал в 2012 году, накануне завершения карьеры в КГТУ.

… Виталий Васильевич, откуда в Вас эта страсть к технике?

Знаете, я, оказывается, уже старый человек. Помню первый трактор, встречаемый всеми жителями деревни, где я родился. Помню первый в районе автомобиль, который «пригнал» мой отец с Московского автозавода на бумажную фабрику, в поселке при которой я рос и пошёл в школу… Помню огромное впечатление, которое произвел на меня, любителя чтения, «Таинственный остров» Жюля Верна. Я до сих пор изредка напоминаю студентам об этом: пятеро случайно попавших на необитаемый остров в океане людей сумели создать практически с нуля с помощью инженерных знаний одного из своих товарищей целую цивилизацию, отвечающую уровню своего времени. Вот эти импульсы для стремления стать инженером.

А сейчас, уже с почтенной высоты возраста и опыта Вы не жалеете, что выбрали такой путь?

Думаю, что это абсолютно правильный выбор, хотя реализация его давалась трудно. Уже семилетку пришлось окончить без отрыва от работы на постоянной основе. Потом химико-технологический техникум и, одновременно, вечерняя школа рабочей молодёжи. Понимал, что трудно будет с процессом поступления в вуз и потому выкладывался по полной. Окончил школу с золотой медалью и, в интересах экономии, добирался до Москвы из Костромской глубинки с оказией в кузове грузовой автомашины на сене.

Почти как некрасовский «Школьник»…

Да, таких нас много было в тот тяжелый, первый послевоенный 1946 год. Поступил в МГУ им. М.В. Ломоносова на астрофизическое отделение механико-математического факультета. К началу второго семестра понял, что это не моё, и потому перешёл из МГУ на судомеханический факультет Ленинградского высшего инженерного морского училища имени адмирала С.О. Макарова, которое и закончил в 1952 году с отличием и присвоением квалификации инженера-механика по специальности «Судовые энергетические установки». Потом в училище и аспирантуру окончил и диссертации защитил – кандидатскую, а затем и докторскую.

Ваши родители переехали сюда в статусе первых переселенцев. Когда Ваш выбор пал на Калининградскую область, с какими эмоциями ехали сюда Вы? И как Вас принял коллектив Калининградского технического института?

Особых эмоций просто не было и не могло быть. Я поступил в КТИ доцентом кафедры «Судовые энергетические установки» по конкурсу 1959 года с должности начальника судомеханического отдела Государственного научно-исследовательского и проектно-конструкторского института по развитию и эксплуатации флота (Клайпедское отделение). По долгу службы часто бывал в Калининграде на предприятиях судостроения, судоремонта и базах флота. Коллективом института и судостроительного факультета все мы, прошедшие по конкурсу этого года, встречены были очень тепло. И перед нами тут же была поставлена задача воссоздания кафедры, поскольку ни один из её московских сотрудников в Калининград не поехал. Эта задача была успешно решена созданием хорошего творческого коллектива кафедры, представляющего разные научные школы страны (Ленинград, Харьков, Нижний Новгород и др.). Первым заведующим кафедрой стал талантливый ученый – фронтовик Котляр Иосиф Вениаминович, которого впоследствии сменил тоже фронтовик Коршунов Лев Петрович. С участием этих прекрасных в своей области специалистов и других сотрудников на кафедре была создана получившая широкое признание своя научная школа по проблеме исследований эксплуатационной надежности и экономичности двигателей в вероятностных условиях технического использования морских судов и их энергетических установок.

Виталий Васильевич, расскажите о Вашей научной работе. Что удалось сделать Вам и работавшей с Вами группе сотрудников?

Мы работали по названной выше проблеме по двум взаимосвязанным направлениям. По одному из них разработана концепция организации оперативного контроля эффективности расходования и нормирования топлива и моторных масел на судах морского промыслового и транспортного флота. Для технического обеспечения её реализации создан комплекс технических средств автоматизированной системы контроля, анализа и регулирования рабочих параметров, регистрации режимных и эксплуатационных характеристик двигателей судовых энергетических установок. Его опытный образец, принятый по результатам испытаний межведомственной комиссией, экспонировался университетом на международной выставке.

По другому направлению, в области химмотологии моторных масел решена задача оптимизации очистки работающих циркуляционных масел, как дисперсных систем с созданием специального устройства для анализа дисперсного состава твердых фаз в жидких вязких средах, а также гидрореактивных центробежных маслоочистителей, освоенных производством после межведомственных испытаний заводом «Судореммашавтоматика», который выпустил их при большом спросе свыше шести тысяч комплектов.

Указанные работы получили положительную оценку широкой научно-технической общественности. Из числа работавших вместе со мной сотрудников и аспирантов кафедры 17 человек успешно защитили кандидатские диссертации, из которых трое в последующем – докторские.

Данные исследований были опубликованы мною в 132 печатных изданиях, включая 15 авторских свидетельств на изобретения и 17 учебных и учебно-методических пособий, которые используются в процессе подготовки инженерных кадров по специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок» и другим родственным специальностям, связанным с судовой энергетикой.

Тогда перейдем к другому вопросу. Скажите, не помешало ли научной работе назначение на должность проректора в 1962 году и ректора в 1980? И как Вы сами воспринимали эти назначения?

Во-первых, конечно же, помешало. Очевидно, известный лозунг «8 часов для труда, 8 – для сна и 8 – свободных» может использоваться для увеличения рабочего времени за счет свободного далеко не безгранично и, по меньшей мере, лишь тогда, когда человек здоров. Думаю, по своему опыту, в том числе и «общения» с медициной, свободным от административной работы можно было сделать куда больше того, что сделано.

Во-вторых, назначения свои всегда воспринимал, как вынужденную меру исполнения долга. При назначении проректором друзья не поддержали моих возражений, утверждая, что «надо же кому-то и пострадать». При назначении ректором опять апелляция к долгу: «Вы получили возможность работать и подготовить диссертацию. Ваш долг…». Короче, могу с чистой совестью заявить, что должностей этих никогда не искал и без сожалений расставался с ними.

Известно, что Вы приняли решение по окончании этого учебного года завершить свою работу в университете. С какими чувствами уходите?

С сожалением, конечно, не представляя себе, как это я не буду работать в университете, которому отдано 53 года жизни, и без ложной скромности могу утверждать добросовестного труда в полную меру своих сил.

Ухожу по состоянию здоровья (хотя в данный момент времени и не ощущаю себя больным), имея за плечами и инфаркт, и инсульт, и более десятка полостных хирургических операций, которые, в том числе и по онкологической направленности, держат в постоянном напряжении.

Ухожу с чувством глубокой благодарности к своим товарищам по кафедре и факультету, с которыми так хорошо работалось – с ощущением их постоянной готовности оказать в нужное время необходимую помощь и поддержку...

Светлая память Виталию Васильевичу…

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика