Бывший главком Военно-воздушных сил России генерал армии Анатолий Корнуков скончался в Москве.

01.07.2014
Бывший главком Военно-воздушных сил России генерал армии Анатолий Корнуков скончался в Москве.  - Похоронный портал
Бывший главком Военно-воздушных сил России генерал армии Анатолий Корнуков скончался в Москве. Об этом сообщает Интерфакс со ссылкой на источник в ветеранских организациях ВВС.
72-летний Анатолий Корнуков был доставлен в госпиталь имени Вишневского в ночь на понедельник, однако врачи не смогли ему помочь. Сегодня ночью экс-главком скончался.
Напомним, что с именем Корнукова связан инцидент, случившийся 1 сентября 1983 года с пассажирским Boeing. Корнуков под личную ответственность дал приказ сбить самолет, дважды нарушивший советское воздушное пространство. При крушении погибли 246 пассажиров и 23 члена экипажа.
В 1998 году генерал возглавил Военно-воздушные силы России. Он проработал на этой должности до 2002 года. Под руководством Корнукова проходило объединение Войск ПВО и ВВС России.
 БИОГРАФИЯ

Генерал армии, лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники, главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ (1998–2002), почетный председатель координационного комитета ПВО стран СНГ, кандидат военных наук, профессор.

Родился 10 января 1942 года в городе Кадиевка Луганской области (Украина). Отец – Корнуков Михаил Дмитриевич (1915–1951). Мать – Корнукова Елизавета Михайловна (1914–1967). Супруга – Корнукова (Светличная) Людмила Васильевна (1942 г. рожд.), окончила Донецкий педагогический институт, заслуженный учитель России, преподаватель математики, физики, черчения. Сын – Корнуков Сергей Анатольевич (1966 г. рожд.), окончил Минское высшее зенитно-ракетное училище, Академию ПВО, полковник Российской армии, служит в Главном управлении международного военного сотрудничества Генерального штаба. Дочь – Корнукова Татьяна Анатольевна (1973 г. рожд.), окончила Педагогический университет и Таможенную академию, капитан таможенной службы. Внуки: Алексей (1991 г. рожд.), кадет 1-го Московского кадетского корпуса; Мария (1995 г. рожд.), школьница, учится в музыкальной школе по классу фортепиано, лауреат городских конкурсов; Константин (2003 г. рожд.).
Родители А.М. Корнукова – простые рабочие люди, которые в свое время приехали работать на шахты Донбасса и осели там. Михаил Дмитриевич был родом из города Елец Липецкой области, Елизавета Михайловна – из Могилева (Белоруссия). Большую часть времени родители проводили на работе, и воспитанием Анатолия занимались бабушка и дедушка-шахтер, за многолетний добросовестный труд удостоенный многих наград, среди которых орден Ленина. Они учили внука уважительному отношению к человеку и его труду, и он с малых лет знал цену хлебу.
Одно из самых сильных детских впечатлений А.М. Корнукова, навсегда врезавшееся в память, – голодные послевоенные годы, калеки в орденах и медалях, просившие на улице на хлеб... Именно тогда он усвоил принцип, которому неукоснительно следует всю жизнь, – доброта и отзывчивость к людям, чуткость к чужой беде. Этому учил своим примером отец. Возвращаясь домой в день зарплаты, он не мог пройти мимо просивших милостыню инвалидов войны. «Я, Толя, в долгу перед ними. Потому что пришел с войны целым...», – говорил он сыну.
В Кадиевке Анатолий пошел в школу. Учился всегда только на «отлично». После смерти отца в 1951 году переехал с семьей в город Горняк Донецкой области, где в 1959 году окончил 10-й класс. Анатолий занимался спортом, имел 1-й разряд по футболу, играл за городскую команду.
А. Корнуков мечтал стать инженером-конструктором, после школы собирался ехать в Ленинград, поступать в инженерную академию. Но судьба распорядилась иначе. В начале июля 1959 года его вызвали в военкомат и направили в Кременчуг, в 10-е Военное авиационное училище первоначального обучения летчиков, которым командовал дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации М.В. Кузнецов. Годы, проведенные в училище, Анатолий Михайлович всегда вспоминал с особой теплотой. Курс, на который он попал, был очень дружный, сплоченный. Вот один пример. Однокурсник А.М. Корнукова, ныряя летом в Десне, повредил позвоночник, на всю жизнь стал инвалидом. Курсанты не оставили товарища в беде, помогли поступить в физико-математический институт и до его окончания всем курсом (95 человек!) каждый месяц скидывались по рублю... Бывший курсант-летчик стал ученым, доктором наук и всю жизнь был благодарен товарищам за эту поддержку.
В Кременчугском училище Анатолий Корнуков начал осваивать свой первый самолет – Як-18. У него были замечательные педагоги-фронтовики, которые учили курсантов своим примером. Однако в Кременчуге А. Корнуков проучился недолго. Весной 1960 года в связи с началом хрущевской «оттепели» и как следствие – массовыми сокращениями в армии училище расформировали. В июне того же года Анатолия Корнукова зачислили курсантом Черниговского высшего авиационного училища летчиков, из стен которого вышло немало известных в стране людей. Анатолий успешно сочетал теоретическую и практическую подготовку, на Як-18 налетал около 200 часов, а вскоре пересел на МиГ-17 – сначала учебный, а затем и боевой.
В 1964 году А. Корнуков с отличием окончил училище, где его планировали оставить в качестве инструктора. Но он видел свое будущее по-другому. Набравшись смелости, пошел к председателю Государственной комиссии – участнику Великой Отечественной войны, прославленному летчику-асу, дважды Герою Советского Союза генерал-майору авиации П.Я. Головачеву и попросил направить его в строевую часть (как обладатель красного диплома он имел право выбора). В числе 7 лейтенантов – выпускников Черниговского высшего авиационного училища летчиков – А. Корнукова направили в Прибалтику, в 54-й гвардейский Краснознаменный Керченский истребительный авиационный полк войск ПВО. В годы Великой Отечественной войны полк был в числе особо отличившихся, 9 летчиков стали Героями Советского Союза.
В 54-м авиаполку А.М. Корнуков служил до 1970 года в должностях старшего летчика, заместителя командира эскадрильи по политчасти. Через год пребывания в полку ему было присвоено звание старшего лейтенанта, он стал военным летчиком 2-го класса, успешно выдержал итоговую проверку инспекцией Министерства обороны, когда перед полком была поставлена задача, не свойственная частям ПВО: выйти на полигон, преодолеть ПВО противника на предельно малой высоте, атаковать наземные цели с первой атаки. Успешно выполнив это сложное задание, А.М. Корнуков был удостоен благодарности командования. В Прибалтике А.М. Корнуков впервые начал осваивать новую технику – перехватчик МиГ-17П. Когда на вооружение поступили сверхзвуковые Су-15, освоил и эту машину.
В 1970 году А.М. Корнуков, к тому времени опытный летчик 1-го класса, по замене прибыл на Дальний Восток, в 47-й истребительный авиационный полк, где до 1974 года служил в должностях заместителя командира эскадрильи по политчасти, командира эскадрильи, заместителя командира полка. Летной работы хватало: на самолетах Су-15, Су-15ТМ Анатолий Михайлович совершал по 8–10 инструкторских полетов за смену.
В 1974 году, пройдя 8-месячные курсы подготовки, А.М. Корнуков назначается командиром 777-го истребительного авиационного полка ПВО, который базировался на острове Сахалин. Под командованием А.М. Корнукова полк уже через полтора года полностью состоял из летчиков 1-го класса (единственный в авиации ПВО страны), показывал превосходные результаты, осуществлял вылеты в любое время суток и при любых погодных условиях, безукоризненно выполнял все боевые задания.
Вот один из множества эпизодов. Шла проверка дивизии ПВО инспекцией Министерства обороны. Учебные цели пересекли Курильскую гряду в местах «провалов» радиолокационного поля. А.М. Корнуков предложил неожиданный тактический прием – выставить воздушный заслон из 10 самолетов на расстоянии визуальной видимости (2–3 км) друг от друга. Это дало возможность держать под контролем широкую полосу территории, и хотя бы один летчик из десяти должен был заметить цель. Так и случилось. Самолеты вели цель, пока она не вошла в зону поражения зенитно-ракетных войск... Этот прием А.М. Корнуков не раз использовал и в дальнейшем.
За годы командования А.М. Корнукова в полку не было ни единой аварии, ни одной потери ни в воздухе, ни на земле. Успехи полка были отмечены командованием, и в 1975 году А.М. Корнуков получил свою первую высокую государственную награду – орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени.
В 1976 году в Военно-воздушных силах СССР случилось чрезвычайное происшествие. Летчик 530-го истребительного авиационного полка 23-го корпуса ПВО Беленко угнал МиГ-25 с аэродрома Соколовка в Японию. Материальный ущерб, нанесенный стране и ее Вооруженным силам его предательством, исчислялся миллиардами рублей. В этой ситуации командованию пришлось разработать целый ряд мер по обеспечению безопасности и охране государственных секретов (смена дислокации, создание новой системы опознавания и т. д.), носителем которых была и остается авиация. Последовали серьезные кадровые перестановки. Для А.М. Корнукова они означали повышение в должности. Его служба в качестве командира полка, накопленный боевой опыт и авторитет высококлассного командира стали базой для нового назначения – заместителем командира по авиации – начальником авиации корпуса ПВО Дальневосточного военного округа.
В подчинении А.М. Корнукова оказались 4 полка и отдельная эскадрилья, имевшая ранг полка. В состав корпуса ПВО Дальневосточного военного округа входили также 7 зенитно-ракетных полков, 4 радиотехнические части. В кратчайшие сроки под руководством А.М. Корнукова была проведена огромная работа по ликвидации последствий инцидента с угнанным МиГ-25: круглосуточно велись инженерно-технические работы по переоборудованию самолетов, создавались ложные аэродромы, оборудованные командно-диспетчерскими пунктами. Одновременно ужесточались требования к несению боевого дежурства, два полка были переучены с Як-28 и Су-9 на МиГ-23. А.М. Корнуков сам также продолжал полеты, в 1976 году ему присвоена квалификация «военного летчика-снайпера».
В 1978 году Анатолий Михайлович назначается заместителем начальника авиации отдельной армии ПВО в Хабаровске. Одновременно он учится на заочном отделении Военной командной академии ПВО в Калинине.
В 1980 году после окончания академии А.М. Корнуков получает назначение на Сахалин, где ему ставится задача сформировать 40-ю истребительную авиационную дивизию ВВС ДВО. Соединение было крупным: 4 истребительных авиационных полка, 14 батальонов, около 8 тысяч личного состава. Два полка – 528-й и 777-й – дислоцировались на Сахалине. Один полк, вооруженный МиГ-23, располагался на Постовой, рядом с Советской Гаванью, четвертый, на МиГ-21, – на Курильских островах. Дивизия несла ответственность за участок государственной границы почти в 5 тысяч километров: побережье вдоль Татарского пролива, Сахалин, Курилы. Площадь, прикрываемая дивизией, составляла около 1,5 миллионов квадратных километров. Этой дивизией он командовал до 1985 года.
Военно-политическая обстановка в те годы была крайне напряженной. «Шла уже не “холодная”, а “горячая” война, – вспоминал Анатолий Михайлович. – У наших границ беспрестанно курсировали боевые самолеты. Авианосные ударные группы ВМС США приближались на опасное расстояние к Курилам, бороздили Японское море, в том числе и неподалеку от Владивостока. Боевые корабли заходили даже в Охотское море, которое традиционно считается нашим внутренним...» Такая обстановка заставляла держать в большом напряжении дежурные силы и средства.
В апреле 1983 года, находясь в Тихом океане на удалении 300 километров от Южных Курил, американская авиационная ударная группа, в составе которой был авианосец «Интерпрайз», проводила плановые полеты. 4 апреля звено палубных истребителей F-14 покинуло место базирования авианосца и направилось в сторону Южных Курил. Чуть позже оно нарушило государственную границу СССР. Этот инцидент произошел в зоне ответственности дивизии А.М. Корнукова. На аэродроме Буревестник (это средняя часть Курил) базировались истребители МиГ-21, не оборудованные навигационной системой посадки. В сложных метеоусловиях шансов возвратиться на свою базу или уйти на запасной аэродром у летчиков не было. Рисковать их жизнями? А.М. Корнуков принял решение не поднимать истребители. Вскоре вышел приказ министра обороны, в котором его обвинили в нерешительности. Однако когда страсти улеглись, действия А.М. Корнукова признали целесообразными.
1 сентября 1983 года А.М. Корнуков руководил действиями боевого расчета по пресечению нарушения госграницы южнокорейским самолетом.
В 1985 А.М. Корнуков был представлен командованием ВВС на должность заместителя командующего ВВС по истребительной авиации Группы советских войск в Германии. Однако в ЦК КПСС, куда он прибыл для утверждения, решили иначе. Анатолий Михайлович направляется в Группу советских войск в Германии, но назначается на другую должность – командира 71-го истребительного авиационного корпуса ВВС, объединявшего 2 дивизии и 6 боевых полков. «Служба “стоя”» – так характеризовал А.М. Корнуков 2 года (1985–1986), проведенных в Германии. Постоянная напряженность на границе, чувство переднего края, бесконечная череда сложнейших боевых учений, обязанности начальника Видштокского гарнизона с огромным учебным центром, через который в год проходило более 1 миллиона военнослужащих. Боевая подготовка летчиков велась с высочайшей интенсивностью – налет каждого летчика составлял 150–180 часов в год, полка в целом – 8,5–9 тысяч часов. Летали в любых погодных условиях, в том числе при так называемом первом минимуме (высота 50 м, видимость 1 км). Командир корпуса А.М. Корнуков не отставал от подчиненных – на МиГ-23 совершал регулярные полеты в сложных условиях.
В августе 1986 года Анатолий Михайлович становится слушателем Военной академии Генерального штаба. В 1988 году после окончания академии он готовился к новому назначению – на должность командующего 4-й воздушной армией ВВС, однако его «переманил» главком ПВО генерал армии Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда И.М. Третьяк. А.М. Корнуков стал первым заместителем командующего авиацией ПВО. В этот период врачи запретили ему летать. Не списали, но велели пересесть на двухместный самолет, на что Анатолий Михайлович ответил: «На двухместном сами летайте». Всего за годы службы А.М. Корнуков освоил 8 типов самолетов, налетал около 3 тысяч часов, совершил более 150 боевых вылетов из дежурного звена. К летному делу он всегда относился очень внимательно. «Конечно, особые случаи у меня, как у всякого летчика, были, – рассказывал Анатолий Михайлович, – но пожар или чтобы двигатель отказал – никогда. Из пилотов, которыми командовал в полку, я не потерял никого».
В июне 1989 года А.М. Корнуков назначен первым заместителем командующего отдельной армией ПВО в Хабаровске. Там же в Хабаровске с 1990 по 1991 год Анатолий Михайлович командовал 11-й отдельной армией ПВО – самой крупной в Вооруженных силах страны по боевому составу, объединявшей 2 дивизии и 4 корпуса и контролировавшей все северо-восточное и восточное побережья страны от Норильска до Владивостока. Одновременно он являлся заместителем командующего войсками военного округа (по войскам ПВО), членом Военного совета.
С 1991 по 1998 год А.М. Корнуков командует войсками Московского округа ПВО – одного из самых крупных в Вооруженных силах. Округ насчитывал в своем составе около 8 тысяч частей, размещался на территории 3 военных округов – Московского, Ленинградского, Приволжского, охватывая 29 областей и 3 автономные республики.
Московский округ ПВО (как и Вооруженные силы страны в целом) переживал трудное время. Резко сокращалась численность личного состава, остро ощущалось физическое и моральное устаревание вооружения и авиационной техники, а новая авиационная техника не поступала, финансирование было сведено к минимуму, люди (в том числе и командующий А.М. Корнуков) по 4–5 месяцев не получали зарплату. Московскому округу ПВО под командованием А.М. Корнукова удалось выстоять в этих тяжелых условиях. В округе была принята на вооружение и прошла государственные испытания автоматизированная зенитная ракетная система С-50, за что А.М. Корнуков стал лауреатом Государственной премии РФ в области науки и техники.
В 1998 году Анатолий Михайлович получает назначение на высший пост в Военно-воздушных силах страны – становится главнокомандующим ВВС РФ. В этой должности он проработал до 2002 года.
Перед новым главкомом стояли беспрецедентные по сложности, масштабности и ответственности задачи. На его долю выпало объединение Войск ПВО страны и ВВС в единый вид – ВВС России. Только численность личного состава предстояло сократить на 125 тысяч, что было равносильно ликвидации целой армии среднего европейского государства. Решения надо было принимать оперативно, беря на себя всю ответственность, ибо даже незначительное промедление, связанное с согласованием того или иного вопроса, приводило к срывам в работе.
В общей сложности на новые базы было переброшено свыше 8 тысяч единиц и около 550 железнодорожных составов авиационной техники, осуществлена переброска с Севера техники зенитно-ракетных войск санным путем – по замерзшим рекам Лена, Обь, Енисей. Процесс стабилизации, адаптации и интеграции обоих видов войск в целом завершился за 2 года. Этого удалось добиться во многом благодаря взвешенной кадровой политике, которую проводил А.М. Корнуков.
Ситуация в ВВС оставалась тяжелой: отрасль недостаточно финансировалась, средний возраст летчиков составлял 35–40 лет. Молодежь не была готова к решению поставленных задач, техника физически и морально устарела. Все это требовало принятия решительных и безотлагательных мер.
В 1998 году под руководством А.М. Корнукова начинается интенсивная модернизация самолетов фронтовой авиации – Су-30, Су-27УБ, Су-24М, Су-25, МиГ-29. При этом ставились задачи обеспечить многофункциональность, всепогодность и круглосуточность боевых авиационных комплексов, перехода к высокоточным боеприпасам и высокоточному применению обычных средств поражения, интеллектуализации борта.
Несомненной заслугой А.М. Корнукова на посту главнокомандующего ВВС РФ является то, что оперативная и боевая подготовка не свертывалась даже в самые тяжелые времена. Боевой потенциал ВВС удалось сохранить.
В августе 2001 года по инициативе А.М. Корнукова на базе Государственного летно-испытательного центра в Ахтубинске прошли демонстрационные полеты модернизированных образцов военных самолетов, на которых присутствовали представители из 88 стран мира (с рядом из них были заключены крупные международные контракты). Модернизировалась система С-300 по программе «Фаворит», проделана большая работа в области средств автоматизации, в частности на пунктах управления установлены высокоэффективные комплексы оперативно-тактического звена «Универсал».
Особое внимание А.М. Корнуков уделял повышению безопасности полетов. В результате более чем в 2 раза сократилось число случаев гибели военнослужащих при выполнении своих обязанностей. Это – лучший показатель в Вооруженных силах страны.
Генерал армии А.М. Корнуков после увольнения в запас в январе 2002 года стал советником генерального директора НПО «Алмаз» по вопросам военно-технической политики. В НПО «Алмаз» на общественных началах принимал участие в работе вневедомственного экспертного совета по проблемам ВКО. Анатолий Михайлович являлся почетным председателем координационного комитета ПВО стран СНГ. При его непосредственном участии созданы советы ветеранов ВВС и ПВО.
Анатолий Михайлович – кандидат военных наук, профессор, автор научного труда «Основы оперативного применения ВВС».
А.М. Корнуков награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III (2002) и IV (2000) степени, «За военные заслуги» (1996), «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» II (1990) и III (1975) степени, 30 медалями.

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика