Автор этих строк встречался с ним в мае этого года, во время визита Патриарха Кирилла в Екатеринбург. В городе было ветрено и зябко. А в монастыре свет и тишина, ясное высокое небо, сосны и березы медленно качаются, как будто размешивают радость в голубой чаше неба. И сама шахта № 7 похожа на чашу, только зеленую - первая нежная трава, сглаженные углы краев, никаких обрывов и обвалов.
Верховский, скромно держащийся, но дельно рассказывающий об этом трагическом месте, восстановил перед нами всю картину поиска. Своего собственного. Слава обнаружения знаменитой шахты №7, "в 50 саженях" от которой, как было сказано в протоколах следователя Наметкина, были сожжены останки царских мучеников, принадлежала ему.
А началось все с того, что в 1989 году в Екатеринбурге стала собираться община, связанная с именем последнего государя. Эта община могла позволить себе смелые цели, в отличие от церкви, еще стесненной требованиями официальной идеологии. И именно тогда впервые прозвучало, как цель - поставить на месте разрушенного Ипатьевского дома "Храм на крови".
- Теперь, когда храм стоит, это кажется обычным делом, а в 1989-м это было сродни мечте слетать на Марс, - смеялся Верховский.
После того, как в 1991 году писатель Владимир Солоухин поставил на Ганинских выработках в память об убитом царе первый крест, началась новая духовная история Ганиной ямы, говорил нам Верховский. В 1992 году тогдашний Екатеринбургский епископ благословил первый крестный ход в его память. А в 1993-м Верховский по благословению владыки начала делать из сосны более ладный крест.
- И пока делал, думал, что надо все-таки установить, где же находится эта самая шахта № 7, - вспоминал он. - Я знал, что у нее два ствола. Но остальные приметы, записанные в протоколах следствия - "пень", "яма с бревном" - никак не помогали. В Росархиве были карты, но нам их тогда точно никто бы не дал. И вот я взял книгу Дитерихса (генерала армии Колчака, руководившего расследованием убийства царской семьи - прим. Ред) и как сейчас помню, она у меня открылась на странице 215. И я прочел, что в шахту № 7 упирается длинная выработка.
Верховский начал искать, обнаружил это место, и как геолог начал составлять карту. Анатолий Верховский считал несостоятельными версии об уничтожении тел членов царской семьи на старой Коптяковской дороге и в Поросенковом логу, они ему казались примитивными фальшивками. И рассказывал о находках сотен предметов, сделанных следователями во времена Колчака именно возле 7-й шахты - драгоценности, крючки от одежд, фрагменты пуль, оставшихся в телах сожженных убиенных.
Сам приезд Патриарха накануне дня рождения последнего русского императора с целью отслужить заупокойную литию в монастыре Ганиной ямы был подтверждением, что церковь относится к версии об уничтожении царских останков возле 7-й шахты - версии Верховского - как наиболее доказанной и достойной веры.
Верховского знала вся екатеринбургская интеллигенция и не только. Замечательный исследователь скончался 25 апреля, на 71-м году жизни.
- Анатолий Верховский был верным чадом Русской православной церкви. Он отошел к Господу вскоре после причастия Святых Христовых Таин, на Светлой седмице. Христианская кончина, непостыдная и мирная, стала логическим завершением его подвижнического земного пути, - сказал отпевавший ученого митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.
Анатолий Верховский первым из мирян похоронен в монастыре Ганиной Ямы, построенном на месте уничтожения царских останков.
Источник: Российская газета